Добросовестный приобретатель и машина с криминальным прошлым


Добросовестный приобретатель и машина с криминальным прошлым

Как житель области купил во Владивостоке дорогостоящий джип для того, чтобы ездить, а дома вынужден был продать за копейки на разборку

Средняя зарплата в Магаданской области в прошлом году составила около 50 тысяч рублей. Не будем сравнивать официальную статистику с жизненными реалиями и собственным кошельком, просто соотнесем ее с ценами на машины в местных автосалонах.

Ни одна с нулевым пробегом не стоит меньше полумиллиона, причем, не в обиду никому будет сказано, за эти деньги вероятнее всего приобрести седан ни с лучшими потребительскими свойствами и характеристиками. А более-менее устраивающее авто обойдется в сумму около миллиона.

Как в лихих 90-х, цены на машины и магаданские квартиры почти сравнялись, а в том же пригородном Соколе, что как бы часть города, или в районах области на автомобиль пришлось бы поменять чуть ли не пучок квартир.
Подержанная иномарка выпуска прошлых десятилетий, с пробегом или без, обойдется в разы дешевле. Но дороже, чем аналогичная, купленная во Владивостоке или на других стихийных рынках ДФО.

Те, кто побогаче, едут вглубь России и покупают машины не только японского, но и европейского производства, причем особо ценится именно не российская сборка. Для многих приобретателей это – момент принципиальный.
Приобретая авто с завода, автосалона, рынка или даже с аукциона - общепризнанного лидера цивилизованных продаж – вы все равно рискуете, говорят специалисты, потому что удача – всегда дело случая.

Разница только в гарантии возврата затраченных средств. Или, соответственно, ТО и ремонтах - не разорительных и должного качества.

При покупке машины «с рук» риск возрастает в разы. Но, имея ввиду соотношение оплаты труда и цен на авто, удивляться такому потоку приобретений именно по этому способу не приходится.

Причем покупать машины не обремененные сверхдоходами магаданцы и жители области едут преимущественно в Приморье, даже вместе в дорогой и проживанием в чужом городе это обходится дешевле, чем купить в Магадане и, тем более, в области.

Многим везет, все обходится более или менее нормально.

Но не единичны случаи, когда приобретенное авто оказывается с криминальным прошлым, и поставить его на учет в Магадане невозможно.

Сотни тысяч рублей честно заработанных денег – на ветер, и никто не виноват? И сделать ничего невозможно?

Почему?

ЖИТЕЙСКАЯ СОВСЕМ ИСТОРИЯ

Как и советуют эксперты, магаданец Владимир Осипов (данные изменены – прим. автора) поехал за машиной не один, а с группой товарищей. Вроде как так и самим надежнее, и близким спокойнее.

Все они трудились на одном предприятии, хорошо знали друг друга. Главное – не торопиться, подойти ко всему взвешенно, чтобы дорогостоящая и долгожданная покупка, деньги на которую отрывали от семейных бюджетов, радовала долгое время, - соглашались все еще в Магадане.

По прибытии на авторынке вблизи Владивостока без спешки огляделись, каждый выбрал машину по вкусу и по карману.

Владимир купил джип 1998 года выпуска. Староват, конечно, но что делать, машина нужна проходимая, надежная, а на новую или даже просто «помоложе» денег от трудов праведных в условиях Крайнего Севера семья не нажила.

Оформление купли-продажи вопросов не вызывало.

Следуя общепринятому установленному порядку, сделку, как все, Владимир оформлял сразу.

Приехал с продавцом по определенному адресу, там машину записали в журнал, выдали страховку, вроде, всё - как положено.

Он отдал деньги и сел за руль.

ТРАНЗИТНЫЕ НОМЕРА

- А что это была за контора? - спрашиваю. – В ГИБДД именно оформляли?
- Это сервисный центр продаж, ГИБДД не может там не участвовать, потому что после оформления всех бумаг мне выдали временное свидетельство, подтверждающее мое право собственности, транзитные номера, чтобы я мог перегнать машину домой к месту постоянного проживания.

МЕСТНОЕ ГИБДД

По прибытии на место Владимир, как положено, пошел поставить машину без пробега на территории нашего субъекта РФ на учет и получить свидетельство о регистрации.

Тоже как положено, в местном ГИБДД сразу ему выдали временное, мол, придет подтверждение оттуда, где машина была ранее зарегистрирована, тогда и оформим постоянное свидетельство.

Однако за прошедшие несколько лет Владимир его так и не получил.

НАЧАЛО НЕ ЧУДЕСНЫХ ПРЕВРАЩЕНИЙ ДЖИПА В СЕДАН

Вскоре выяснилось, что в Приморье, в месте продажи машины, она не учет не ставилась и с учета не снималась. Не значится, в общем.

А значится по этой ПТС-ке некий седан. И зарегистрирован он на жителя Забайкальского края, его это законная собственность.

А как же оформление сделки, на основании которой деньги переданы от покупателя, такого-то именно гражданина, продавцу – такому-то гражданину – новому владельцу этого именно джипа с этими именно документами государственного образца?

Как же выданные ГИБДД регистрационные номера, свидетельство о регистрации за совершенно определенным номером, фигурирующим в официальных документах УВД, и прочая атрибутика?

ЛЫКО МОЧАЛО

Оправившись от шока, Владимир, естественно, обратился в тогда еще милицию, а чуть позднее - в прокуратуру, поскольку от милиции толку не было.

В переписке с теми и другими он состоит несколько лет. Безрезультатно. Забегая вперед, скажу, что и обращение к полпреду Президента по ДФО – тоже.

На впечатляющем по декору официальном бланке, в конверте с надписью «Москва, Кремль» и логотипом «Президентское» ему сообщалось, что его «обращение находится на дополнительном контроле» и направлено в прокуратуру места продажи (обратите внимание на этот факт) «с просьбой проинформировать о результатах».

ЛУЧШИЙ ВЫХОД – АРЕСТ

Это было больше полугода назад.

После чего Владимир обращаться по этому адресу зарекся, поскольку местное ГИБДД высокая инстанция обязала транспорт до выяснения обстоятельств арестовать. По крайней мере, так сообщили собственно Владимиру.

- А на каком основании?

- Но оно же не зарегистрировано, ранее выданные номера снимут, и всё, приехали…

- Но ведь сейчас просто так наше ГИБДД, будем справедливы, не останавливает, со мной ни разу такого не было. Если, конечно, не нарушать. У вас много случаев остановки?

- Да ни одного за последние годы, не первый раз за рулем, знаю, что такое дорога и к каким трагедиям может привести даже простая невнимательность, поэтому сам стараюсь ездить максимально безопасно для окружающих.

Тем не менее, не дожидаясь ареста, он продал машину на запчасти.
Мало того, что человек, заплатив кровные, пользоваться своей собственностью в полной мере не мог, так ещё обращение в правоохранительные органы за защитой своих прав принудило его, добросовестного приобретателя, за копейки избавиться от нее.

Вдумайтесь только.

НА ВЫРУЧЕННЫЕ СРЕДСТВА МОЖНО ПРОКАТИТЬСЯ НА ТРАМВАЕ. ЕСЛИ БЫ ОН БЫЛ

- Сколько можно, - говорит он, - несколько лет нервы мотают, толку ни от кого добиться невозможно, деньги мне никто не вернет, это уже ясно. Так хоть какую-то часть из затраченного выручить...

- На какую машину хватит этих денег?

- Да ни на какую.

Если, конечно, машина – это средство передвижения, а не способ проведения досуга под капотом бездвижной по большей части рухляди.

НЕ ЕДИНИЧНЫЙ СЛУЧАЙ

Этого не может быть, усомнится читатель, какая-то невероятная история. Ведь у каждой машины масса документов, в числе которых – целая «простынь», где, теоретически, должны быть записаны все купли-продажи, все владельцы автомобиля с указанием их полных данных.

Может. Причем ситуация если не массовая, то, показывает статистика обращений граждан, никак не единичная.

Буквально несколько дней назад на сайте магаданского автофорума со ссылкой на «Восток-Медиа» появилась информация, что у жителя Магадана забрали автомобиль в счет чужого долга.

На этот раз с “темным” прошлым оказалась “Тойота”, купленная во Владивостоке.

В результате житель Магадана лишился своего авто в счет погашения чужого банковского кредита.

«Восток-Медиа» об этом рассказали в пресс-службе регионального управления службы судебных приставов.

«История началась во Владивостоке, где двое мужчин взяли кредит в одном из банков под залог автомобиля «Toyota Rav 4» 2012 года выпуска. Спустя некоторое время заемщики перестали платить текущие платежи и накопили кредитную задолженность. Банк обратился с иском в суд о возврате долга.

Через некоторое время во Владивостоке этот же автомобиль приобрел житель Магадана, не подозревая о его «темном» прошлом. В декабре 2012 года суд постановил арестовать автомобиль в счет погашения долга перед банком, но оказалось, что у «Toyota Rav 4» – новый владелец, и находится он теперь не во Владивостоке, а в Магадане.

В конце января этого года исполнительный лист поступил в магаданский городской отдел судебных приставов».

Новый владелец «Тойоты» расставаться со своей честно купленной собственностью почему-то никак не хотел, но судебные приставы «в ходе розыска обнаружили авто в одном из гаражных боксов. Гараж был вскрыт принудительно, теперь данное имущество передадут взыскателю».

Вот бы так алиментщиков искали.

А ЧТО ХОТИТЕ ДЕЛАЙТЕ

Форумчане понять ситуацию не могут. Высказывают мнение, что «права не имели» и предположения, что «авто продано по «генералке», где совладельцем юридически еще является предыдущий хозяин» со всеми вытекающими для нового приобретателями выходами из свалившейся на его голову проблемы, и «если до заключения сделки было решение суда, то сделка может быть признана незаконной».

В общем, счастливо судиться.

Владимир же до суда добраться не может, даже если бы захотел, поскольку ему туда выходить … просто не с чем.

По крайне мере, он так считает. Несмотря на объемную папку тех заявлений, которые он направил в органы УВД, прокуратуры и прочие инстанции.
Каждая из которых содержится на деньги налогоплательщиков.

БЕЗНАКАЗАННАЯ ПРАКТИКА ОТПИСОК

К счастью, наши здесь вроде бы как ни при чем. Потому что преступление произошло за пределами области, не менять же им дислокацию для выявления всех обстоятельств дела и установления законности.

Хотя есть же, например, коллегии, возможно, другие оплаченные налогоплательщиками формы взаимодействия, почему результата гражданину не добиться?

С моей точки зрения, потому что распространена безнаказанная практика отписок. Причем респонденты – официальные лица - имеют наглость употреблять такие выражения, как «Вам повторно разъясняется» и подобные.

И эти отписки «повторно», бесконечно и безнаказанно курсируют годами.
Проследим это.

ПО КРУГУ

Итак, ведомства и структурные подразделения больше трех лет «перепихивают» друг на друга выполнение работы.

Сначала по сообщению магаданского ГИБДД по факту обнаружения паспорта технического средства (ПТС) «с признаками подделки» должностные лица УВД по г. Магадану передают сообщение о преступлении в городское подразделение Приморья. По «территориальной принадлежности». Потому что там был продан автомобиль. И передан новому владельцу с «подделанными» документами.

Тамошнее УВД «по результатам доследственной проверки» перенаправляет сообщение о преступлении назад в Магадан. В порядке ст. 144-145 УПК РФ, предусматривающих возбуждение уголовного дела, отказ в возбуждении или передачу «по подследственности». Почему по подследственности – это в Магадан – не понятно. Вроде как потому, что если место подделки паспорта доподлинно не известно, то разбираться надо по месту выявления.

Тамошняя прокуратура на запросы и жалобы гражданина на бездействие полиции бесконечно констатирует, что материалы их местное УВД перенаправило в Магадан, «в связи с чем законность вынесенного решения проверить не представляется возможным».

И предлагают жаловаться выше (о результатах мы упоминали) или в суд.

Магаданская прокуратура, руководствуясь ведомственной инструкцией, утв. приказом Генпрокуратуры № 200 от 17.12.2007, «направляет для рассмотрения по существу обращения /Осипова/ на бездействие» такого-то органа прокуратуры ему же, то есть самому бездействующему органу.

Каждое из местных органов прокуратуры в свою очередь признает действие «своего» отделения УВД «законным и обоснованным».

ПРОВЕРИТЬ ФАКТ БЕЗДЕЙСТВИЯ «НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ»?

При этом из областного УВД Магадана в аппарат полномочного представителя президента в ДФО на запрос, о котором мы уже говорили, уходит ответ, в котором говорится, что «в связи запросом в ОМВД России по /городу такому-то/ материалов по факту подделки транспортного средства, принадлежащего заявителю (обратите внимание, Осипов, получается, всё-таки владелец – прим. автора), срок обращения был продлен на 30 дней.

Однако в установленный законом срок указанные материалы в наш адрес не поступили» и, продолжение, «в связи с чем факты бездействия сотрудников ГИБДД УМВД России по г. Магадану по вопросу постановки на учет автомашины проверить не представляется возможным».

Конец цитаты.

Переписка, напомню, длится несколько лет. Все с теми непременными абзацами про «вновь направляю» и «повторно разъясняю».

При этом каждое из задействованных должностных лиц каждые полмесяца ходит в кассу и исправно получает заработную плату. Где сама работа и результат оплаченного налогоплательщиками труда – не понятно.
Только переименование милиции в полицию налогоплательщикам обошлось в 1,125 млрд. рублей.

ТАК В ЧЕМ СОБСТВЕННО ПРЕСТУПЛЕНИЕ?

Напомню, что камнем преткновения стало географическое место подделки паспорта технического средства. Само оно – государственного образца, изготовлено производством ГОСЗНАК, то есть является подлинным.

Подделка, проходит по документам как заключение экспертизы, заключается в изменении первоначального содержания способом подчистки оттиска печати на стр. 1, и – на стр. 3 - методом размытия оттиска о дате снятия с учета.

То есть мошенничество как бы налицо. Однако на заявление Осипова о возбуждении уголовного дела последовал отказ.

- Не знаю, есть ли там на самом деле растворители, подчистки, мне кажется, нечеткие оттиски – это результат того, что мы на обратном пути попали под дождь, документы намокли, - говорит В. Осипов.

- Теоретически такое вполне возможно, - подтвердил старший инспектор отдела ГИБДД УМВД России по Магаданской области подполковник полиции Я. А. Протодьяконов, когда я обратилась за консультацией.

- Мне кажется, дело всё-таки в другом, - продолжает Осипов. – В некоторых документах упоминается, что продавец незадолго до продажи якобы потерял ПТС-ку, и ему взамен утерянной выдали новую, вот эту, которая в результате оформления сделки у меня на руках. Она-то вроде как и оказалась не на приобретенный мною джип, а на седан, зарегистрированный в Забайкальском крае.

Но в любом случае, хотели бы найти – давно бы нашли.

ДЕЛО ЯСНОЕ, ЧТО ДЕЛО ТЕМНОЕ
Мне не понятно, в чем результат громоздкой бюрократической машины, десятилетиями отравляющей гражданам жизнь.

Ведь все указано в документах – кому что принадлежит, на каком основании, на людей и машины заполняются горы бумаг, хранятся они десятилетиями.

Но, например, после того, как я продала свою машину, мне еще несколько лет приходили требования из налоговой об уплате транспортного налога, и каждый раз из года в год с документами в руках я доказывала, что у машины новый владелец. Меня оставили в покое только лет через 5 после того, как я сняла с учета зарегистрированный на меня автомобиль.

Если же машины с криминальным прошлым неизвестно откуда берутся и за немалые деньги продаются, а полиция годами переписывается между собственными подразделениями единой системы, значит, это кому-нибудь нужно.

А если от этого страдают граждане, значит, должны быть приняты срочные и исчерпывающие меры. Чтобы человек не продавал на запчасти машину, которую купил на трудом заработанные деньги. Чтобы ездить на ней.

Так должно быть. Теоретически. В правовом государстве, где бал правит не криминал.

Но это все, похоже, риторика в плоскости теоретизирования.

Что конкретно можно сделать, чтобы обезопасить себя от таких приобретений?

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ОТ ПРОФЕССИОНАЛОВ
– При покупке первым делом сверьте номера агрегатов: кузова, двигателя, VIN - указанные в паспорте и на самих агрегатах в автомобиле. Надежнее всего доверить это специалистам-экспертам, потому что есть умельцы, подделывают и это, - рекомендует старший инспектор отдела ГИБДД УМВД России по Магаданской области подполковник полиции Я. А. Протодьяконов.
- Самое пристальное внимание обращайте на графу «Особые отметки»: там указываются данные о смене кузова, например, о временной регистрации, или подобные немаловажные сведения.

Далее обязательно сопоставьте данные паспорта собственника, указанные в ПТС, с данными, указанными в его гражданском паспорте. В документах не должно быть ограничивающих записей типа «отчуждению не подлежит», «временный учет до ...» и так далее. Наличие таких отметок может говорить о том, что автомобиль не проходил в России таможенное оформление или ввезен временно.

Настоятельно не рекомендую покупать автомобиль, если продавец не является собственником, а продает автомобиль по нотариально заверенной генеральной доверенности, либо предлагает вам приобрести машину по аналогичному документу. В этом случае лучше откажитесь от сделки, потому что это самый распространенный повод для разного рода афер.

Во-первых, собственник или его доверенное лицо могут в любой момент в одностороннем порядке отозвать выданную доверенность, во-вторых, на автомобиль может быть давно наложен арест, в-третьих, действие доверенности прекращается со смертью доверителя (а смерть может быть и внезапной), и так далее. В любом случае, вы сильно рискуете остаться и без денег, и без автомобиля.

Приобретать автомобиль нужно только у собственника, только через договор купли-продажи в специализированном месте в том числе комиссионных продаж, и сразу на свое имя.

В договоре обязательно указывайте полную стоимость автомобиля, это гарантирует вам возврат полной суммы затраченных вами средств, если по каким-либо причинам вам в дальнейшем придется требовать их у продавца.

Также укажите в договоре, что настоящая сумма передается по отдельной расписке после подписания данного договора.

НАРОДНЫЙ ОПЫТ

Если всё-таки приобретаете авто по доверенности, или у продавца, распоряжающегося автомобилем по доверенности, подробно изучите ее саму, советуют продвинутые мастеровые и опытные автовладельцы: срок действия, технические данные автомобиля (отсутствие любых неисправленных и незаверенных нотариусом ошибок), право и способ отчуждения, право на получение денежных средств от покупателя, паспортные данные продавца.

Лучше, если во время заключения договора машина будет находиться под присмотром с вашей стороны, чтобы она никуда в это время не уехала.

Внимательно проверьте все полученные документы - договор, справку-счет, ПТС и пр. на предмет технических и грамматических ошибок, подчисток, размытости и прочего.

Приобретаемую машину надо обязательно проверить на угон и диагностику технического состояния. Как известно из статистики, угоняется примерно каждая 20-я машина. Разумеется, где-то эти автомобили продаются.

Проверить транспорт по базе ГИБДД на предмет угона можно быстро и совершенно бесплатно на любом посту ДПС, это входит в обязанности инспекторов.

Проверку по VIN предлагают множество сайтов, нужно просто ввести указанный в паспорте идентификационный номер в специальное окно и кликнуть мышью. Если, конечно, он есть, этот VIN в вашем ПТС.

Неплохо получить в любом экспертном бюро официальную справку о дате выпуска автомобиля и его рыночной стоимости, убедиться в комплектности ключей, пультов от сигнализации, в том, что они не терялись, а замки не менялись.

Нелишне проверить, имеется ли действующий талон технического осмотра автомобиля и сервисная книжка. На ввезенную иномарку у добросовестного продавца должна быть копия таможенного приходного ордера.

В общем, будьте бдительны.

И не забудьте, что это только начала процесса покупки. Не менее важно проверить техническое состояние машины. И это лучше доверить проверенным механикам.

Елена Водолажская-Колесникова.

Внимание! Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Аватар пользователя asused0kn6ku
  • asused0kn6ku
  • 7 июля 2016 13:40
  • Группа Гости
  • Новостей: 0
  • Комментариев: 0
Аватар пользователя asusedwf5llr
  • asusedwf5llr
  • 9 июля 2016 17:38
  • Группа Гости
  • Новостей: 0
  • Комментариев: 0
Информация Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Вопрос недели

В региональное отделение ОНФ поступают звонки магаданцев о том, что в их платежках от управляющих организаций появился ещё один получатель средств: ООО «Расчетно-кассовый центр».

Эксперты ОНФ предупреждают жителей, что одностороннее изменение условий оплаты со стороны УО «РЭУ 3» и ООО «Любимый город наш», любых иных УО противоречит законодательству.
Кроме того, на сегодня нет достоверных подтверждений того, что ООО «РКЦ» прошёл установленную законом процедуру регистрации.
Свои рекомендации жителям о том, что делать в этой ситуации, эксперты регионального отделения направят в СМИ в ближайшее время.