Про Магадан, лыжи и массовый спорт в ретроспективе


Магадан всегда был лыжным регионом. При всем разнообразии видов спорта, представленных в нашем регионе, лыжный был самым массовым, что
обуславливалось географическим расположением территории.

Лыжи марки «Вятка» или «Уссурийск», лыжные крепления с застежкой типа петушок, лыжные ботинки кирзачи, алюминиевые палки всё это свободно продавалось и, как бы сегодня сказали, их цена была бюджетной и доступной практически для всех. В 1950– 1980-е годы лыжный инвентарь был практически в каждой семье.

Лыжи для большинства магаданцев – в первую очередь – семейный отдых и спорт.
Я недавно сам держал в руках магаданские грамоты и дипломы, завоеванные родителями моей подруги детства и датированные концом 1950–началом 1960-х годов.

Про Магадан, лыжи и массовый спорт в ретроспективе

Поселковое соревнование по лыжным гонкам, пос. Дебин, 1959 г.

Сколько себя помню, мои родители часто ходили на лыжах. А когда мы с сестрой подросли, они стали брать нас с собой. Тогда мы жили на ул. Пролетарской, где был поворот на совхоз Пригородный (для современников - это район, где сейчас городские очистные сооружения) сопка - рядом, снега - завались, в тамбуре нашего дома лыж было столько, что хватало и для друзей наших родителей.

Про Магадан, лыжи и массовый спорт в ретроспективе

1970-е годы. Мама с подругами

Мои первые воспоминания о лыжных приключениях начинаются с момента, когда я еще ходил в детский садик. Мне было лет шесть. Ранняя весна, пятница. Я и моя мама добираемся до Дворца культуры профсоюзов – нынешний Муниципальный центр культуры, – там, на площади, много народу и выстроилась колонна автобусов. Все грузимся в них и через полчаса организованно прибываем в дом отдыха Снежная долина.

В те годы в учреждениях и предприятиях давали бесплатные профсоюзные двухдневные путевки на выходные дни. Тогда все были членами профсоюза, то есть, это было доступно каждому. Все делалось для массовости и доступности.

Весь дом отдыха был «населен» под завязку – в хорошем смысле слова – человеческий улей. В коридорах и фойе сплошь стояли лыжи. Разместились и мы. Направились в большую столовую на ужин. Вечером - концерт самодеятельности и комедийный фильм.

Утром солнышко, тепло, мама – в футболке и спортивном трико естественно на лыжах,
я в теплой курточке в валенках и лыжах с мягкими креплениями на «завязочках». Так мы и двинулись по лыжне, что пролегла через мостик ручья Артек, что с левой стороны от входа Дома отдыха.

Счастье моё и мамы было не долгим. Через не продолжительное время я изнылся, и меня доставили обратно в дом отдыха, чему я был по-детски несказанно рад. Ведь там, на первом этаже у правого входа в столовую – я еще с вечера приметил, – была установлена «панель со штырями». То была игрушка, надо было метров с пяти на штыри накинуть такие небольшие резиновые кольца. Здесь я и пропадал всё оставшееся время
с такими же, как и я, молодыми «лыжниками». И это было здорово. Через 50 лет я помню все это в деталях.

Мы росли, в первом классе у меня уже были свои лыжи с жесткими креплениями и лыжными ботинками, мы с родителями регулярно по воскресеньям и в дни весенних каникул выезжали в район Снежной долины. На папе большой брезентовый (других
и не было) рюкзак, в нем пара расписанных яркими цветами лотоса больших китайских термоса с чаем. Накануне он, как правило, готовил фаршированные блины с мясом, чтобы мы – дети и взрослые, - не заголодали во время всего мероприятия, и - вперед на автовокзал.

Про Магадан, лыжи и массовый спорт в ретроспективе

Примерно так выглядела упаковка тех лыжных креплений.

От автовокзала по выходным и праздничным дням беспрерывно отправлялись автобусы-экспрессы. До сих пор помню – цена проезда на экспрессе 20 копеек, на обычный автобусный маршрут № 5 с остановками до Снежной долины – 5 копеек.

Уже к 10 часам утра на Снежке у конечной остановки автобусного маршрута море народа, впечатление, что весь город переместился сюда. Автобусы, машины, автолавки
с выездной торговлей: чаем, пирожками, блинами, и прочей выпечкой и не только.

Начиная с конечной остановки автобусного маршрута № 5 – лыжи, санки, горки, дети и взрослые вперемешку, костры, шашлыки. Красота. К концу весеннего лыжного сезона большая часть магаданцев тогда имела так называемый колымский загар – моськи,
а у многих и все тело были черные, как после курортного сезона на Черном море.

Даже трудно представить, что не так давно в Магадане был такой лыжный бум. Многие учреждения и предприятия, которые не имели своего пассажирского транспорта заказывали для своих сотрудников автобусы в пассажирском автопредприятии.
К примеру, в магаданской средней школе № 18 была многолетняя традиция. Весь коллектив на заказанном автобусе выезжал на Снежку отмечать окончание весенних школьных каникул, а заодно и начало весеннего лыжного сезона, продолжавшегося порой до середины мая.

Спортивная школа

Вот на этой массовости и доступности к физической культуре и спорту базировалась тогда система спортивных школ и не только лыжной.

Как только заканчивался период начального образования (1–3 класс) и школьник переходил в 4 класс, с первых дней начала учебного года в сентябре в школы города приходили тренеры «вербовать» мальчишек и девчонок в будущие «звезды» спорта. Так шел набор для занятий в спортивных секциях.

В то время во многих регионах страны, и у нас в том числе, существовала лыжная школа, с очень длинным названием Областная специализированная детско-юношеская спортивна школа олимпийского резерва (ОС ДЮСШОР) по лыжным гонкам.

В Магадане она строилась по принципу «районирования». Как правило, лыжные базы (отделения спортивной школы) размещались в приспособленных помещениях общеобразовательных школ (не во всех) и цокольных этажей многоэтажных домов.
К примеру, лыжная база, в средней школе № 18 охватывала ребят школ №№ 6, 17, 18.

Вот в такую лыжную базу в школе № 18 в 1974 году попал и я. Меня туда привела старшая сестра. Тогда там работали тренерами – моя благодарность ему на всю мою жизнь – Руденко Владимир Васильевич. Он занимался мальчишками. И тренер девчонок Попков Геннадий Филиппович. Он же в дальнейшем стал первым тренером лыжницы с мировым именем Елены Вяльбе (Трубицыной).

Не все из нас стали известными спортсменами, но то, что годы, проведенные в таких спортивных школах, что называется, закаляли нас, воспитывали – это не возможно оспорить. Наша детская спортивная жизнь была наполнена постоянными тренировками,
выездными спортивными сборами и соревнованиями. Наиболее успешные из нас на различных соревнованиях объехали не один лыжный регион страны и страны зарубежья.

Каждое лето в 1970–1980-х годах по 100–150 человек юных спортсменов вывозили
в спортивные лагеря на летние тренировочные сборы. Сам мальчишкой три лета провел
в них. Владивосток, турбаза Шамора на берегу бухты Лазурная в 20 километрах
от города, 1976, 1978, 1979 годы. Прекрасные, самые светлые воспоминания. А пользы для девчонок и мальчишек не передать. И отдых, и занятие спортом, что называется все включено.

Повзрослев, в составе тренеров, я и сам неоднократно выезжал на летние спортивные сборы с лыжниками в г. Черновцы (1983), в г. Суммы (1984) и в г. Майкоп (1987). В эти годы летние спортивные лагеря для лыжников-школьников организовывались там, а так же, насколько мне известно, сборная лыжников Магаданской области летние спортивные сборы проводила в г. Алексин бор в Подмосковье. Работала тогда система спортивной подготовки и воспитания детей. И родители были заинтересованы, что бы их дети занимались спортом и сами дети, в большинстве, стремились заниматься в спортивных секциях. На всё хватало и средств и желания.

Про Магадан, лыжи и массовый спорт в ретроспективе

Тренерский состав на летних сборах в г. Майкоп (1987 г.).
На фото второй слева В.В. Руденко.

О лыжных трассах
Собственно сама лыжная подготовка у нас проходила на лыжных трассах за рекой Магаданкой (ныне больше известной под названием Гороховое поле). До конца 1970-х годов, буквально в шаговой доступности, это было очень удобное место для занятия беговыми лыжами. В те годы еще не была построена объездная автомагистраль, что сейчас «разрезала» сопку на две части и существовала возможность устраивать лыжные трассы любой сложности и протяженностью. Да и места хватало и любителям лыж и для тренировок спортсменов.

Так же некоторые лыжные базы (опять же по территориальному принципу) прокладыва лыжные трассы в районе марчеканской сопки. А сам распадок этой сопки был нашим излюбленным местом для проведения тренировок по горнолыжной подготовке – преодолению крутых подъемов и спусков.

На Снежной долине примерно до 1978 года и тренировки и соревнования проводились на трассах близ и вокруг дома отдыха Снежная долина. А стартовым городком зачастую выступала спортивная площадка возле дома отдыха. Особенно весной, с массовым наплывом всех любителей лыж, на лыжных трассах, конечно, становилось тесно. Из-за этого, если мне не изменяет память, в 1978 году для спортсменов проложили лыжную трассу в районе автобусной остановки «Черемушки». Только не на левой стоне от дороги, где сейчас проводится «Лыжня Вяльбе». А на правой стороне, где позже выстроился дачный поселок. И только на следующий сезон лыжную трассу сделали там, где она находится и поныне.

Сами трассы готовили наши тренера еще в летне-осенний период. Вырубали кустарник, чистили просеки, с рулеткой вымеряли длину прямых, подъемов, спусков, дистанции каждого круга.

Уровень лыжного спорта и качество новой лыжной трассы был таков, что в начале 1980-х годах на первый снег – так называемое «вкатывание» – неоднократно приезжала национальная сборная СССР по лыжным гонкам. Осенью здесь можно было вживую увидеть тех, за кого мы переживали и болели у экранов телевизоров, тех, кто был нашими несомненными кумирами.

И тренерский состав в Магадане был на высоте. Наш земляк Виктор Максимович Ткаченко не один год работал тренером национальной сборной СССР по лыжным гонкам.

Еще одно интересное место для лыжных тренировок в те годы – лыжная трасса спортивного общества «Динамо». Это прямо напротив пос. Снежный. В школьные годы
я катался на ней не раз. Сейчас я не уверен, осталась ли она в строю.

Лыжное «безвременье»
Закончились мои школьные и студенческие годы. И чем старше я становился, тем реже вспоминал о своем детском спортивном пристрастии. Да и пресловутые 90-е годы оптимизма не добавляли. Если я тогда пару раз, и то не всегда, в сезон вставал на лыжи – это было хорошо. Да и то на чужом инвентаре и ради забавы. И в этом я был не одинок.

За 20 лет я перешел в разряд пассивных любителей лыжного спорта, моя любовь к нему ограничивалась моими переживаниями у экрана телевизора во время спортивных трансляций. Думал что это навсегда.

Быть может, в те годы развитие получил только горнолыжный спорт в Магадане, здесь скорее сказалась так называемая спортивная мода. Это как с большим теннисом – взял
в руки теннисную ракетку и ... ты – почти Президент известной страны.

В девяностые и нулевые годы все же что-то в беговых лыжах потихоньку теплилось. Работали тренеры-энтузиасты, регулярно проводилась «лыжня Вяльбе», ежегодные марафоны для всех любителей лыжного спорта и иные соревнования, но былая массовость сходила на нет.

Из программ физической культуры в общеобразовательных школах ушла дисциплина «лыжная подготовка». А она в пресловутое советское время была в школьной программе на третью четверть. Да и сама магаданская областная лыжная школа потеряла статус «олимпийского резерва».

Вернуться в никуда?

Мое возвращение на лыжню не было связано с осознанием, внезапно нахлынувшей ностальгией или пропагандой здорового активного образа жизни. Все прозаично.
На 8 марта, вместо «ненужных вещей» и по ее просьбе я подарил моей Сеймчанке комплект инвентаря для лыжных прогулок, с ироничным пожеланием покорять сеймчанские горы.

Сколько восторга было у нее. Этим заразился и я к своим 50-ти годам. Впрочем,
в последствии так же было и с коньками и велосипедом. В хорошем смысле слова эти мои метаморфозы ее заслуга. У некоторых моих товарищей лыжного детства были свои не менее экзотичные истории. А некоторые и никогда не делали этого спортивного перерыва.

Про Магадан, лыжи и массовый спорт в ретроспективе

Сеймчанка


В начале сезона 2013 года я вновь встал на лыжи на любимой сопке за рекой Магаданка. Мои ощущения били точно такие же, как в известном фильме «Семнадцать мгновений весны» в эпизоде, где Штирлиц переправляет пастора Шлага в Швейцарию на лыжах.

Несколько занятий позволили мне освоиться с лыжами. Мышечная память сделала свое дело. Мне стало тесно на этом кругу лыжной трассы диною в 2,5 километра.
В детстве мы такие маленькие кружки дистанции устраивали для самых маленьких, начинающих лыжников. Других лыжных трасс в Магадане мне найти не удалось. Все остальное – сплошная снежная целина, подходящая только для походов на туристических лыжах. Занятие это полезное, но где же эти лыжные современные трассы, которые я регулярно вижу по ТВ. Должны же они быть в Магадане – некогда в Мекке лыжного движения.

В первых числах марта того же года, собрался навестить места моего детства на Снежной долине – одна из руководителей дома отдыха Снежная Долина Ася Викторовна Селезнева пригласила меня. В детстве и юности она тоже активно занималась лыжным спортом
и закончила ту же спортивную школу, что и я. Не без гордости она показала мне капитально отремонтированные корпуса легендарного дома отдыха Снежная Долина, пункт проката лыжного инвентаря, с весьма приличным современным ассортиментом.

Про Магадан, лыжи и массовый спорт в ретроспективе

Март 2013 г. Снежная Долина. Это чудо для прокладки и обслуживания лыжных трасс – ратрак внезапно появился (не без участия Е. Вяльбе) и так же вскоре исчез с лыжных трасс в неизвестном направлении.

Вот только кататься негде. За спортивным комплексом простиралась все та же снежная целина. Вроде самый лыжный сезон, а ничего нет. Прогулялись с Асей до Черемушек – трассы лыжни Вяльбе. Она как бы и была, и как бы и нет. Спортсмены на сборы еще не заехали – вот ее никто и не готовит. Та же история была и с муниципальным спортивно оздоровительным комплексом «Снежный». Вроде все для массового занятия любимым спортом есть, но нет главного – современных лыжных трасс для массового катания? Где эта государственная «гуделка» из СМИ о развитии здорового, активного образа жизни на практике. Где как не у нас делать все, что бы заниматься исконным для нас видом спорта и отдыха. Спортивные залы, фитнес – хорошо, но…

В тот раз все же удалось для меня найти лыжную трассу, по-магадански современную, где можно кататься любыми лыжными стилями передвижения. И это была… ведомственная трасса ТЭЦ. Но о ней несколько позже.

Вернувшись обратно в дом отдыха Снежная Долина, мы с Асей долго вспоминали наш массовый лыжный Магадан. Ведь это же нонсенс – для беговых лыж здесь вроде бы все есть: места для проживания, столовые, пункты проката инвентаря для тех кто не имеет своего, свободная «земля», с ландшафтами любой сложности. Но нет нормальных лыжных трасс.

В планах моей подруги детства было восстановить те лыжные трассы, которые еще были со времен нашего детства. Добиваться финансирования под них. Закупить хотя бы пару снегоходов с навесным оборудованием и один ратрак. Набрать в штат людей, которые бы в межсезонье готовили просеки, строили деревянные мостики через многочисленные ручьи Снежной Долины. А в лыжный сезон регулярно (!!!) содержать и обслуживать эти лыжные трассы.

В последующем к этой теме мы неоднократно с ней возвращались, обсуждая различные варианты ее решения. Я готов был уже бросить свою прежнюю работу и перейти на работу к А.В. Селезневой, что бы реализовать уже наши совместные планы. Но через год Ася Викторовна внезапно ушла навсегда. Очень жаль. И как говориться у нас – нет человека – нет проблем. И мы сегодня имеем то, что имеем.

И как иллюстрация к этой теме – в федеральных новостных выпусках от 3 февраля этого года показали записку Счетной палаты о неутешительном реальном положении дел
с массовой доступностью к объектам физической культуры и спорту в стране. Но нас –
это тех, кто нас якобы представляет – интересует другой вопрос – а какой был прошлый год?!!!

«ТЭЦевская» лыжная трасса
Вернемся в март 2013 года, когда меня привели на, то же с детства знакомую, лыжню, ее ещё в 1970–1980 годы устраивали и обслуживали сотрудники спорт комплекса «Энергетик». Это единственное то, что можно приравнять к современной лыжной трассе.
Трасса ведомственная, конечно же, в первую очередь, сделанная для сотрудников ТЭЦ), но за неимением иных и с молчаливого согласия «хозяев» здесь катается весь город.
А больше и негде.

Про Магадан, лыжи и массовый спорт в ретроспективе

Про Магадан, лыжи и массовый спорт в ретроспективе

Про Магадан, лыжи и массовый спорт в ретроспективе

Участки лыжной трассы энергетиков.

Лыжная трасса на протяжении всей её длины в 10 километров в одну сторону имеет ширину от 4 до 6 метров. По краям нарезана лыжня для классического способа передвижения на лыжах, по центру – свободным стилем. Перепад высот небольшой, как раз подходит для массового катания. По всей трассе размещены указатели количества пройденных километров. Любой человек в силу своих физических возможностей
и настроения может в любой момент моет повернуть обратно, зная, сколько он сегодня прокатил на лыжах. И какой собственный рекорд он установил.

Про Магадан, лыжи и массовый спорт в ретроспективе

Шестой километр лыжной трассы

На отметке 7,5 и 10 километр стоят оборудованные домики, где можно посидеть у печки
и выпить чай, отдохнуть. Все это конечно делается для работников-энергетиков, но я не разу не видел, что бы туда не пускали «чужаков». Красиво и удобно для всех. Места много никто не кому не мешает.

Про Магадан, лыжи и массовый спорт в ретроспективе

Про Магадан, лыжи и массовый спорт в ретроспективе

Про Магадан, лыжи и массовый спорт в ретроспективе

Домики для отдыха на 7,5 и 10-м километре лыжной трассы.

Через многочисленные ручейки лыжной трассы (я насчитал 17, быть может, ошибаюсь) еще в межсезонье устроены деревянные мостики. И главное трасса регулярно к выходным дням готовится специализированной техникой.

Про Магадан, лыжи и массовый спорт в ретроспективе

Через такие ручьи в межсезонье сооружены деревянные мостики.

Здесь я и встретил тех мальчишек и девчонок из моего лыжного детства, повзрослевших
и то же многие, как и я, после не одного десятка лет простоя и к своим 50 годам, вернувшихся на лыжню. Такие встречи дорогого стоят. И даже ради этого стоило вернуться сюда.

На эту трасу мы выбираемся не только по выходным дням. Порой используем каждый свободный час до работы и после неё, что бы лишний раз насладиться этим любимым занятием – покататься на лыжах. Если в первый мой сезон мой общий лыжный километраж составил примерно 300 км, то в лучшие 2017–2019 годы переваливал уже за 1500 км. И таких лыжных «стариков» и «старух» поверьте не я один.

Про Магадан, лыжи и массовый спорт в ретроспективе

Про Магадан, лыжи и массовый спорт в ретроспективе

Про Магадан, лыжи и массовый спорт в ретроспективе

Наши лыжные «покатушки»

Кстати, на этой лыжной трассе зачастую проводят тренировки и действующие спортсмены.

Но самое главное, что меня тревожит – вопрос о дальнейшей судьбе и этой лыжной трассы. За прошедшие семь лет с момента моего возвращения к лыжам, постепенно,
с уходом на пенсию и переездом на постоянное место жительство в другие регионы страны старых работников ТЭЦ – всех тех, кто десятилетиями весь этот лыжный «праздник» поддерживал, обслуживание трассы изменилось и не в лучшую сторону.

Наверное из экономии, быть может, с 2018 года отрезок с 7,5 км. до 10 км. отметки вообще не обслуживался. И это, на мой взгляд, не очень хороший «звоночек». Что будет дальше с этим излюбленным многими магаданцами местом проведения активного отдыха? Иных же трасс просто не существует. В какой то момент нынешний «хозяин» трассы посчитает, что она ему по тем или иным причинам не нужна, и мы фактически останемся вообще без оборудованных лыжных трасс для массового катания.

Может, стоит региональным властным структурам от которых зависит организация
и развитие массового лыжного спорта в Магадане, на ближайшую перспективу, продумать варианты совместного с энергетиками содержания этого спортивного объекта, коль самостоятельно самим сделать не удается.

Из телевизионной трансляции с легендарного ежегодного лыжного марафона «Марчелонга», где принимают участие тысячи любителей спорта, проводимой
в итальянских Альпах, узнал что 13 февраля в Магадан приедут олимпийские чемпионы по лыжным гонкам Александр Легков и Елена Вяльбе. Они дадут мастер-класс нашим юным лыжникам. Состоится премьерный показ художественного фильма «Снег» снятого
об Е. Вяльбе.

6 февраля я объехал возможные места проведения этого мероприятия – лыжные трассы.
На «Снегорке» – ни метра трассы для беговых лыж, хотя ранее обещали. Говорят снега нет.

А вот состояние лыжной трассы в районе Черемушек, где проводится лыжня имени
Е. Вяльбе порадовало. Идеально, обслуженная трасса и даже ратрак для этого случая пригнали. Как всегда – показуха, но хотя бы по таким событиям, как приезд знаменитостей спорта, делают лыжную трассу.

Про Магадан, лыжи и массовый спорт в ретроспективе

Про Магадан, лыжи и массовый спорт в ретроспективе

Вот такими должны быть лыжные трассы в Магадане. И не только
по праздникам (2021 г., 6 февраля).

Заехал в муниципальный спортивно оздоровительный комплекс «Снежный.
Посетителей на этот момент он не принимал. Как, впрочем, и с весны прошлого года.
Но сотрудница комплекса заверила, что на следующей неделе они должны начать принимать посетителей. Вопрос об этом практически решен.
Вот только, мне подумалось, не связано ли это с приездом в Магадан великих лыжников, и не закроется ли этот комплекс с их отъездом.

Про Магадан, лыжи и массовый спорт в ретроспективе

Спортивно оздоровительный комплекс «Снежный»

В тот день меня искренне порадовала только «старушка» лыжная трасса энергетиков.
В хорошем состоянии. И даже к вечеру она была весьма востребована любителями беговых лыж.

11 февраля на вопрос по телефону о дате открытии в СОК «Снежном» ответили, что он не открывается, и работать будет только для вахтовиков.

Андрей Водолажский-Колесников
Внимание! Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Вопрос недели

В региональное отделение ОНФ поступают звонки магаданцев о том, что в их платежках от управляющих организаций появился ещё один получатель средств: ООО «Расчетно-кассовый центр».

Эксперты ОНФ предупреждают жителей, что одностороннее изменение условий оплаты со стороны УО «РЭУ 3» и ООО «Любимый город наш», любых иных УО противоречит законодательству.
Кроме того, на сегодня нет достоверных подтверждений того, что ООО «РКЦ» прошёл установленную законом процедуру регистрации.
Свои рекомендации жителям о том, что делать в этой ситуации, эксперты регионального отделения направят в СМИ в ближайшее время.