Баня № 1 – памятник архитектуры cоветского классицизма в Магадане или просто историческая постройка?


Баня № 1 – памятник архитектуры cоветского классицизма в Магадане или просто историческая постройка?

Баня № 1 – памятник архитектуры cоветского классицизма в Магадане или просто историческая постройка?

К сожалению, акт государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Здание бани № 1» я получил уже после установленных регламентом сроков общественного обсуждения - с 18 декабря 2019 по 16 января 2020. Но невозможно пройти мимо этого опуса.

Читал выполненный экспертом из Новосибирска В.А. Авдеевым акт просто с изумлением: в городе полно красивых зданий старой застройки, требующих сохранения и реставрации (например, многострадальный дом по Ленина, 16), а тут - рядовой объект коммунального назначения изо всех сил «рвется» в памятники истории и культуры.

Еще большее недоумение вызвало архитектурное описание, сочиненное экспертом-искусствоведом. Казалось бы, Авдееву - члену Союза художников России и члену Международной организации сценографов, театральных архитекторов и технологов (OISTAT), - надлежит свободно владеть архитектурной терминологией, знать хотя бы основные стили и популярные элементы архитектурного декора. Но - не тут-то было.

Перечислю только некоторые перлы. Может быть, кому-то они покажутся не имеющими принципиального значения, но мы в данном случае имеем дело не с обывателем и его частными вкусовыми предпочтениями. Нет. Речь идет о том, что нам пытаются продать, как экспертное мнение лицензированного специалиста, на основании которого принимаются важнейшие решения, касающиеся истории города и его жителей.

Вот с этой точки зрения и предлагаю оценить документ эксперта, найденного Отделом охраны памятников магаданского правительства.

Читаем. «Часть помещения чердака бани с капитальными стенами и с обособленной четырёхскатной крышей называет мезонином» - стр. 7 и далее. Но позвольте. Мезонин (по определению) – это верхний полуэтаж или надстройка над средней частью жилого дома, часто имеет балкон. Ключевое, хрестоматийное – часть жилого дома. А в наш безбалконный «мезонин», по Авдееву, как надо попадать? Не иначе, как через люк в потолке по пожарной лестнице. И жить там в полное удовольствие. Зачем это техническое помещение появилось, в чем его назначение – неизвестно. Акт и документы на 122 страницах никак это не поясняют.

Внешне авдеевский «мезонин» слегка напоминает настоящий, но помещение-то нежилое, как и вся баня. Никто же из специалистов и нормальных граждан не пытается назвать пожарную каланчу колокольней, хотя и та, и другая имеют вид башни. Или некоторые кирпичные дымовые трубы котельных объявлять минаретами, только на основании голой схожести.

Далее. Зачем эксперт от магаданского правительства именует здание «двухэтажным» (стр. 7), хотя документы на страницах 39, 58 и 59 утверждают, что у бани один этаж?

То, что искусствовед называет «пилястрами» (стр. 8), на самом деле – лопатки, по определению - вертикальный плоский и узкий выступ на стене, напоминающий пилястру, но в отличие от неё не имеющий базы и капители. А обозванный архитектурный элемент «двухчастная, ступенчатая капитель» (стр. 8) – это, на самом деле, карниз из двух полочек прямоугольного сечения.

В классической архитектуре (и особенно – в барокко), поперечные сечения карнизов могут быть очень витиеватыми, со множеством элементов архитектурных профилей: полки, полочки, валы и валики, четвертные валы, выкружки, гуськи, каблучки скоции, а также обратные профили.

Капитель – венчающая часть вертикальной опоры (колонны или пилястры), на которой лежит горизонтальное перекрытие. Различные типы капителей сложились в зодчестве стран Древнего Востока (гаторическая, лотосовидная, озирическая, сталактитовая, чипполиновая и т.п.). Наиболее простая в ордерной системе дорическая включает округлую подушку эхин и лежащую на ней квадратную плиту – абак. Ионическая более сложная, имеет подушку с боковыми завитками – волютами и орнаментацию эхина и абаки. Коринфская капитель имеет вид расширяющейся кверху пышной чаши из акантовых листьев и завитков. Соединение ионической и коринфской капителей дает композитную капитель, примененную впервые в Древнем Риме.

Теоретики архитектуры эпохи Возрождения Джакомо Бароцци да Виньола и Андреа Палладио пришли бы в полное недоумение от нового вида «двухчастной, ступенчатой капители» в классической архитектуре, сочинённого искусствоведом из будущего!

На стр. 8 читаем: «В нижней части фасада в трёхступенчатом, уходящим внутрь стены, портале оборудована входная зона из двух дверей». Порталы, уходящие в глубину стены уступами, называют обычно просто и коротко «перспективными порталами». «Входная зона» звучит странновато. Обычно говорят «вход», «входной узел». «Зона» – это какое-то аморфное пространственное понятие, а не конструктивный или архитектурный элемент. Но эксперт любит это словечко и употребляет его более 10 раз. Наверное, раз построен Магадан в 30-50-е годы на месте множества лагерных зон, так это стало его неотъемлемым атрибутом даже в архитектуре?!

На стр. 9 читаем: «Боковые пилястры опираются на фрагменты цоколя образующие пьедесталы». Пилястры имеют базы, а не пьедесталы. Пьедестал – постамент, художественно оформленное основание, на котором устанавливается скульптура, либо ваза, колонна, обелиск и т.п.

Чтобы придать весомость тамбуру-пристройке (на боковом фасаде к «тепловому узлу» бани) с плоской крышей и безо всяких окон, эксперт называет его малознакомым большинству граждан словом «ризалит». И даже выделяет у него несколько фасадов (стр. 106-107). Ну, скажите на милость, какие у глухого тамбура фасады, если единственный архитектурный его элемент – простенький карниз?! Просто стены (или на сленге «плоскости»)…

Ризалит – наиболее распространённый способ расчленения объема здания, выделение отдельных его элементов путем выноса их за основную линию фасада. Обычно ризалиты располагают симметрично по отношению к центральной оси здания. Различают ризалиты: средний, боковой, угловой (павильон).

Но вернёмся к главному вопросу: в каком архитектурном стиле построена баня-памятник? Эксперт не отвечает на это прямо, а сначала наводит бюрократического тумана в виде ссылок на всякие постановления: «Стилистика здания определена постановлениемСовета строительства Дворца Советов при президиуме ЦИК СССР от 28 февраля 1932 г. В нём говорилось: «… не предрешая определённого стиля, совет строительства считает, что поиски должны быть направлены к использованию как новых, так и лучших приёмов классической архитектуры, одновременно опираясь на достижения современной архитектурно-строительной техники». Дальнейшее развитие стиля определило бюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г.», это стр. 7-8 творения эксперта от магаданского Отдела охраны памятников.

Надо же, чтобы утвердить архитектурный стиль магаданской бани, озаботились не местные архитекторы и руководители Дальстроя, а самые высокие инстанции в Москве!

Кстати, в пресловутом постановлении политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 нет речи об архитектурных стилях! Оно касается перестройки работы творческих организаций. Желающие могут найти текст данного акта в интернете.

На стр. 8 читаем: «Главными идеологами нового стиля Советского монументального классицизма были известные архитекторы, с блестящей дореволюционной архитектурной школой И.В. Жолтовский и И.А. Фомин».

С начала и до середины 20 века были распространены следующие основные архитектурные стили: модерн, конструктивизм, неоклассицизм (сталинский ампир, советский классицизм в СССР), арт нуво (арт-деко). Баня № 1, построенная в 1941 году (начало строительства – 1938 год) могла принадлежать к одному из них, следуя стилевым наработкам Жолтовского или Фомина.

Иван Владиславович Жолтовский был сторонником классического стиля и ордерной системы.

Иван Александрович Фомин же, начиная с середины 1920-х годов, разрабатывает архитектурную концепцию «пролетарской классики», использующую предельно упрощённые, лаконично строгие формы, соответствующие логике построения железобетонных конструкций. Преобразуя ордерный декор в современные формы «красной дорики», Фомин приходит к выводу, что требованиям композиции современных высоких зданий отвечает спаренная колонна без баз и капителей, отсутствие традиционного антаблемента, отсутствие стенных плоскостей.

После того, как на июньском пленуме ЦК ВКП (б) 1931 года были приняты решения по «перестройке советской архитектуры», архитектурная жизнь в Советском Союзе принципиально изменилась. В этот период Фомин создаёт проекты ряда крупных общественных сооружений. Все эти проекты характеризуются преувеличенным вниманием к внешнему декору, в них вводятся такие элементы классического стиля, как портики, ротонды и аркады, а в их оформлении используются скульптуры и рельефы.

Магаданская баня ничем этим не «блещет»: отсутствует ордерная система, декор представлен примитивными лопатками, карнизами.

Но Авдеев не пытается уточнить для себя основные признаки стиля, а вещает далее в своём ключе: «В процессе формирования стиля шло совмещение функциональной архитектуры Рационализма и Конструктивизма с Классицизмом. Благодаря мощной идеологической машине новый стиль быстро распространялся по всей стране и коснулся всех типов зданий и сооружений: общественных, жилых и промышленных независимо от масштаба».

А потом о постройках на Колыме (стр. 8): «В Магадане в этом стиле, в довоенное время построены общественные здания, такие как: Управление «Дальстроя», Драматический театр и др. Здание бани № 1 убедительный пример такого стилевого сочетания».

Надо, видимо, обладать повышенной архитектурной фантазией, чтобы поставить эти три объекта в один ряд!

Наконец, решив, что сказанных выше ссылок достаточно для обоснования, эксперт говорит об архитектуре бани-памятника, почему-то написав стиль с заглавной буквы: «Северо-восточный фасад здания решён в соответствии с новыми стилистическими задачами в стиле Советского классицизма (лично мне больше нравится термин «неоклассика», на худой конец, «сталинский ампир» – А.Ш.), северо-западный, юго-западный и юго-восточный фасады ограничены выявлением функции здания посредством узких, горизонтальных окон, характерной детали для зданий бань в период 1930-1940-х. гг. Композиция здания строго симметрична в соответствии с классической системой построения. Главный, северо-восточный фасад имеет лаконичное архитектурно-художественное оформление».

Да у нас любая «хрущёба» имеет строгую симметрию и лаконичное оформление! И большинство деревенских изб строго симметричны. Их тоже надо записать в «Советский классицизм»?! А как быть с банным «ризалитом», который не вписывается в симметрию? Да и горизонтальные узкие окна бань (иногда короткие «окна-бойницы») обусловлены не стилем, а требованиями СНиП, чтобы подоконники окон размещали не ниже 1,5 от пола. Это связано с уменьшением теплопотерь в «горячих цехах» и, видимо, с этическими нормами, дабы не смущать прохожих на улице, и самим моющимся не смущаться.

Есть ещё впечатляющие перлы архитектурно-строительного описания объекта:

На странице 7: «Вход в здание расположен на северо-восточном фасаде, выходящем на проезжую часть проспекта и поэтому может считаться главным». К чему относится слово «главным»: к входу или фасаду? Как может фасад выходить на проезжую часть проспекта? Впритирку к автомобилям? Проще писать надо – «выходит на проспект». Неплохо бы эксперту выяснить, как расположено здание по отношению к красным линиям проспекта К. Маркса и улицы Транспортной, чтобы в резюме дать рекомендации.

На странице 8: «В верхней части фасада расположены три полностью закрытых окна оконные проёмы которых опираются на разделяющий карниз». Проёмы – это пустота, дырки в стене. Как они могут опираться на карниз? Проёмы сделаны в несущей стене, которая для поддержания «пустоты» не нуждается в дополнительных опорах. А карниз сам «висит» на этой стене. Но, по мнению эксперта, он является опорой.

Набор помещений бани у эксперта (при наличии трех десятков фото различных интерьеров) выглядит так: административная зона, помывочная зона, парная и просто «интерьер». Ни тебе тамбура, вестибюля, гардероба, ожидальной, раздевальной, душевых, санузлов – минимального набора помещений для данного рода заведений. Не говоря уж про парикмахерскую, которой сейчас нет, но должна была быть.

С древнеримскими термами, конечно, не сравнить, и даже с Сандуновскими банями, где были бассейны и залы с классическими колоннами и причудливой лепниной.
В заключение эксперт излагает требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, наиболее существенные, на взгляд автора. Вчитаемся.

5. Демонтаж (снос), капитальный ремонт и реконструкция пристроек, не являющихся предметом охраны выявленного объекта культурного наследия, осуществляется при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного выявленного объекта культурного наследия или проекта обеспечения сохранности указанного выявленного объекта культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный выявленного объект культурного наследия, согласованных с органом охраны объектов культурного наследия» (стр. 24).

6. Благоустройство и озеленение территории, осуществляется с учетом сохранения предмета охраны выявленного объекта культурного наследия, а также сохранения и восстановления градостроительных характеристик его историко-градостроительной и природной среды, в том числе:

с устройством покрытия пешеходных дорожек и тротуаров (твёрдые покрытия – монолитные или сборные, выполняемые из асфальтобетона, цементобетона, природного камня и аналогичных материалов);

с устройством ограждения территории в стилистике выявленного объекта культурного наследия;

с устройством функционального и архитектурного освещения, направленного на создание выразительной визуальной среды выявленного объекта культурного наследия;

с размещение малых архитектурных форм (элементы монументально-декоративного оформления, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, городская мебель, осветительное оборудование), выполненных в стилистике выявленного объекта культурного наследия или нейтральных по отношению к нему». (стр.24-25).

Вроде бы, всё правильно, но ничего не сказано о «чужеродном» здании (возникшем между 2013 и 2017 годами), облицованного кирпичом, который построен впритык и явно не в стиле «советского классицизма» бани № 1. Его следует снести? Или «перестилизовать»? Как оно расположено по отношению к красным линиям ул. Транспортной?

Или о пристройке с другой стороны - магазинчике «Солнышко»?

Как быть с металлическим дверями бани в стиле «эпохи 90-х» и заложенными окнами «мезонина»?

Что значат слова в пункте 6 «восстановления градостроительных характеристик»? Какие градостроительные характеристики были, но оказались утраченными?

В акте об этом, к сожалению, ни слова.

В другом же документе, сканы которого приведены в акте – Архитектурно- планировочном задании (АПЗ) от 1980 года, подписанного главным архитектором города Борисом Шабуровым (стр. 53-55), были и такие предложения относительно бани № 1 (оставшиеся нереализованными):

- главные фасады ориентировать на пр. К.Маркса и ул. Транспортную;

- отделку фасадов предусмотреть либо из облицовочного кирпича, либо цементно-песчаной плиткой;

- при соответствующем обосновании возможно устройство главного входа со стороны ул. Транспортной;

- входные двери в вестибюле, фойе – из древесины ценных пород;

- по верху парапета запроектировать газосветную рекламу;

- наружные ступени главного входа принять из гранита.

Заметили разницу? В АПЗ не считают баню каким-то архитектурным памятником и пытаются улучшить внешний вид и «градостроительные характеристики» объекта.

Эксперт же привел в пункте № 5 требований универсальную бюрократическую формулу, свалив всё на орган охраны объектов культурного наследия, который должен согласовывать всякие изменения. На этом и успокоился.

Резюмируем.

Является ли здание историческим памятником? Да, любое здание старше 40 лет считается таковым. По этому именно исключительно формальному признаку: возраст здания. Принят такой именно «шаг» - 40 лет.

Является ли здание памятником культуры? Что-то не похоже, чтобы там происходили культурные мероприятия. Просто «помывочный цех».

Является ли здание памятником архитектуры и есть ли у него определённый архитектурный стиль? На мой взгляд – нет! Социалистический классицизм, на чём настаивает эксперт, не подтверждён убедительными доводами. Все аргументы свелись трескучим фразам и ссылкам на всевозможные постановления, а не к анализу архитектурных элементов исследуемого объекта. Как это должно быть.

Вместо того, чтобы объективно всё рассмотреть, проанализировать и дать независимую оценку, эксперт «подогнал» результат под ожидания заказчика. Раз выявили власти на местах памятник истории и культуры, вот вам «объективное» обоснование и «архитектурные прибамбасы»!

P.S. Когда почти закончил свои заметки, по электронке прислали копии ещё двух документов.

Первый – ответ Авдеева В.А. на заявление Голованёвой Я.А. (аналогичное заявлению конкурсного управляющего Монастырского В.М.) с просьбой вернуть экспертизу на доработку с указанием причин (неверное истолкование экспертом элементов архитектуры «пилястра», «мезонин» и другие замечания касающиеся экспертизы).

Поскольку Голованёва не специалист ни в экспертизе, ни в архитектуре, то допустила неточности и смешения терминов. Обрадованный эксперт ухватился за это и обстоятельно указал на разные ошибки, обвинив заявителя в недостаточных знаниях, почерпнутых из Википедии.

При этом он продолжает считать лопатки пилястрами, карнизы капителями, а чердачное помещение мезонином. Создается впечатление, что у него знания по архитектуре тоже взяты из Википедии. В Уральском государственном университете им. М. Горького, которой окончил Авдеев в 1993, нет специальности «архитектура», на худой конец «промышленное и гражданское строительство» («ПГС») где в усечённом виде преподают азы зодчества. Добросовестный студент-пэгээсник не допускал бы таких ошибок в архитектуре, которые водятся за нашим экспертом. Окончи он Свердловский архитектурный институт (с 2015 года – Уральский государственный архитектурно-художественный университет) вопросов и претензий к нему, наверное, не было бы.

Второй документ (только первая страница) – Приказ № 4 от 31.01. 2020 отдела по охране объектов культурного наследия правительства Магаданской области о включении бани № 1 в единый государственный реестр ОКН.

Сомневаюсь, что этот факт вызовет бурные восторги горожан. Ведь составители всех законотворческих актов руководствуются не справедливостью и здравым смыслом, а своей обособленной юридической логикой.

Член союза архитекторов с 1990 года Александр Шелухин

Баня № 1 – памятник архитектуры cоветского классицизма в Магадане или просто историческая постройка?

Баня № 1 – памятник архитектуры cоветского классицизма в Магадане или просто историческая постройка?

Баня № 1 – памятник архитектуры cоветского классицизма в Магадане или просто историческая постройка?

Баня № 1 – памятник архитектуры cоветского классицизма в Магадане или просто историческая постройка?

Баня № 1 – памятник архитектуры cоветского классицизма в Магадане или просто историческая постройка?

Баня № 1 – памятник архитектуры cоветского классицизма в Магадане или просто историческая постройка?

Баня № 1 – памятник архитектуры cоветского классицизма в Магадане или просто историческая постройка?

Баня № 1 – памятник архитектуры cоветского классицизма в Магадане или просто историческая постройка?
Внимание! Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Вопрос недели

В региональное отделение ОНФ поступают звонки магаданцев о том, что в их платежках от управляющих организаций появился ещё один получатель средств: ООО «Расчетно-кассовый центр».

Эксперты ОНФ предупреждают жителей, что одностороннее изменение условий оплаты со стороны УО «РЭУ 3» и ООО «Любимый город наш», любых иных УО противоречит законодательству.
Кроме того, на сегодня нет достоверных подтверждений того, что ООО «РКЦ» прошёл установленную законом процедуру регистрации.
Свои рекомендации жителям о том, что делать в этой ситуации, эксперты регионального отделения направят в СМИ в ближайшее время.