Про налог на посылки, импортозамещение и непомерные аппетиты бенефициаров


Если вы хотели сэкономить на покупках, тогда мы идём к вам. С налогами и пошлинами

После проведения «пенсионной реформы», повышения НДС, введения новых акцизов и сборов, правительство РФ решило не останавливаться на достигнутом и продолжить борьбу за рекордный финансовый урожай. Разумеется, нет лучшего способа пополнения доходов казны, чем увеличение расходов рядовых налогоплательщиков. К слову, по официальной статистике реальные располагаемые доходы населения падают пятый год подряд, а доходная часть бюджета, напротив, растёт уверенными темпами. Свидетельством последнего является солидный профицит федерального бюджета, о чем чиновники правительства во главе с премьер-министром говорят как о показателе своей успешной работы Президент Путин во многом разделяет оптимизм коллег из Белого дома. За бухгалтерию высшего уровня можно только порадоваться, но большую часть россиян не из числа чиновников и близких к ним бизнесменов, что-то останавливает. Тем более, федеральные чиновники и депутаты продолжают без остановки готовить очередные экономические шедевры.

Одной из самых резонансных тем последнего времени стала новость о намерении правительства РФ снизить, а, возможно, и вовсе обнулить порог беспошлинного ввоза товаров из-за рубежа. Этот шаг затронет миллионы россиян, делающих покупки в онлайн-магазинах, находящихся за пределами «суверенного интернета». Особенно остро негативные последствия почувствуют на себе граждане с небольшими доходами, уязвимые группы населения (от студентов до многодетных семей), а также многие жители отдаленных регионов страны, к которым относится Дальний Восток и Магаданская область в частности.

Как пишет издание «Коммерсант» со ссылкой на копию официального документа, авторство идеи о снижении порога беспошлинного ввоза товаров принадлежит министру финансов Антону Силуанову. Он подошёл к делу с расстановкой и разработал график, согласно которому, с 1 июля 2020 года предлагается снизить беспошлинный порог до €100 за посылку, с 1 января 2021 года — до €50 с единой ставкой таможенных пошлин в размере 15% «превышения стоимости над беспошлинным порогом», а с 1 января 2022 года — до €20 с той же ставкой. Причем распространить эти положения предлагается на все страны, входящие в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Вскоре стало известно, что премьер-министр Медведев поддержал инициативу главы Минфина, оставив на письме Силуанова резолюцию: «В целом - согласен. Подготовьте предложения для рассмотрения на совете глав правительств ЕАЭС».

Добавим, что это уже не первый шаг правительства РФ в деле ограничения запросов российского интернет-покупателя рамками пошлин и налогов. С 1 января 2019 года в России порог беспошлинного ввоза из зарубежных интернет-магазинов снизился с €1000 до €500. На сегодня покупатель вправе получить товары из иностранного онлайн-магазина без уплаты пошлины на сумму до €500 и не более 31 кг в календарный месяц. При выходе за этот порог он обязан заплатить пошлину в 30% от суммы превышения, но не менее €4 за 1 кг сверх лимита. Начиная с 1 января 2020 года пошлина будет начисляться не на человека, а на каждую посылку дороже €200. Ее ставка будет равняться 15% от суммы превышения, но не менее €2 за 1 кг сверх лимита.

Но и это ещё не всё. В сентябре прошлого года заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России Тимур Максимов озвучил идею снижения лимита беспошлинного ввоза товаров до нуля. Желание таможенников помочь российским игрокам рынка интернет-торговли в их борьбе с иностранными конкурентами, конечно, заслуживает похвалы. Можно не сомневаться, что в случае реализации сценария ФТС, похвала со стороны интересантов обнуления лимита будет очень щедрой. По словам господина Максимова, «главная задача – создать равные условия для российской и трансграничной интернет-торговли, иначе российским компаниям проще и выгоднее работать по модели иностранных интернет-площадок. Наше предложение и было призвано исправить существующие перекосы».

Веря в искренность намерений таможенников, всё-таки хочется задать простой вопрос: «А кто-то спросил мнение покупателя о том, где ему «проще и выгоднее» приобретать товары разной степени востребованности?». Судя по всему, такими мелочами ни в правительстве, ни в ФТС служивые люди голову себе не забивают.

Как подтверждает собеседник «Коммерсанта» (№129 от 24.07.2019), управляющий партнер УК «Право и бизнес» Александр Пахомов, идея опустить беспошлинный порог до нуля спустя год с небольшим никуда не делась и «активно муссируется». В этом случае недорогие отправления, которыми занимаются практически все участники рынка, ориентированные на Китай, подорожают существенно, а их объемы могут просесть, полагает Пахомов.

Собеседник интернет-издания Znak.com, директор по логистике Boxberry International Александр Завалишин затронул ещё одну тему, связанную с инициативой Минфина. По его словам, «на рынке кроссбордера изменение беспошлинного порога скажется негативно. Интерес покупателей окончательно сместится в сторону Китая и его низкостоимостных товаров. Объемы тех компаний, которые возят сейчас качественные товары из США и Европы, снизятся, поскольку в основной массе стоимость товаров в этих посылках превышает 200 евро». Он считает, что такие решения «могут лишить значительную долю покупателей возможности приобретать качественные товары из-за рубежа».

Некоторые эксперты отметили, что в случае реализации планов Минфина неизбежно упадут объёмы почтовых отправлений из Китая, США и стран ЕС, что в свою очередь негативно скажется на работе крупнейшего оператора отрасли в лице «Почты России». Эта версия выглядит вполне логичной и предсказуемой. Однако, в руководстве госкомпании вместо настороженности демонстрируют оптимизм, на ходу изобретая схемы, которые позволят извлечь выгоду в изменившихся условиях.

По сообщению газеты «Коммерсант» (№229 от 12.12.2019), «Почта России» выражает готовность администрировать вводимые пошлины. В компании сообщили, что уже разработали программное решение, с помощью которого можно взимать пошлину в момент покупки, и заинтересованы в сотрудничестве с крупнейшими маркетплейсами в качестве уполномоченного оператора по взиманию платежей». Кто бы мог подумать, что наш почтовый монстр способен так живо внедрять инновации, когда дело касается увеличения годовой прибыли! «Почте России» это удаётся намного лучше, чем повседневная работа, связанная с обслуживанием клиентов, адекватными сроками доставки и высоким качеством сервиса. Нередко от очередей в своих офисах клиентов ограждает сама «Почта России», теряя посылки и бандероли (по факту, основной причиной многочисленных «потерь», является банальное воровство на разных этапах доставки отправлений). Если вам или вашим знакомым повезло не столкнуться с рассеянностью «Почты России», то можете сделать соответствующие запросы в интернет-поисковиках и легко убедитесь, насколько эта практика стала органичной частью «сервиса» почтовой госкорпорации. Активному участнику рынка телерекламы с позитивными роликами - «Почте России» есть куда расти, помимо повышения тарифов на свои услуги.

Про налог на посылки, импортозамещение и непомерные аппетиты бенефициаров

Вполне предсказуемо тема с вероятным понижением порога беспошлинного ввоза товаров вызвала резонанс и волну публикаций в российском сегменте интернета, которые сопровождались огромным количеством комментариев. Даже беглого просмотра было достаточно, чтобы констатировать: общий фон настроений пользователей переполнен негативом. Люди, не стесняясь в оценках, выражают своё возмущение и относятся к намерениям правительства, как к очередной обдираловке и финансовой удавке для обычных граждан. Вот один из характерных заголовков статьи на злободневную тему, опубликованной 13 декабря изданием РБК: «Игра против покупателя: зачем посылки из Китая сделают дороже». Своим мнением по поводу предлагаемых изменений поделились не только сторонники протекционистских мер из числа российских игроков онлайн-торговли, но и противники снижения беспошлинного лимита. По высказываниям собеседников РБК можно провести четкую границу приоритетов: первые говорят исключительно об интересах своего бизнеса и упущенной выгоде (в чем якобы виноваты иностранные онлайн-площадки), вторые - о том финансовом ущербе, который неминуемо понесут не только зарубежные маркетплейсы и логистические компании, ориентированные на иностранные магазины, но и значительная часть покупателей в России.

Но что интересно, практически никто из экспертов и непосредственных участников рынка в своих комментариях не упомянул о такой важной детали, как региональная дифференциация, применительно к сфере интернет-торговли в России. То, что этот аспект не находит отражения в документах и планах федеральных ведомств, уже давно не удивляет. Между тем, применительно к отдаленным регионам, в том числе входящим в ДФО, введение таких мер как снижение беспошлинного порога ввоза товаров выглядит особенно несправедливо. А, говоря о Магаданской области, Камчатке, Чукотке нужно иметь ввиду ещё и полную оторванность не только от «материка», но и фактически от соседних регионов. Транспортная недоступность и инфраструктурная замкнутость являются причиной удорожания практически всех товаров и услуг в названных регионах, включая почтовые отправления. Кардинально снижая беспошлинный лимит заказа товаров из зарубежных онлайн-магазинов, жителей большей части ДФО, условно говоря, наказывают дважды: платой за высокие транспортные издержки и неразвитую логистику, отражающихся на конечной цене любого продукта, а также ограничением выбора товаров, который несоизмеримо мал по сравнению с городами в ЦРС.

Вообще экономическая политика в отношении Дальнего Востока - удивительная штука. О различных льготах в контексте «приоритетного развития макрорегиона» мы слышим больше десяти лет от разных высокопоставленных чинов. Если опуститься с высоких трибун форумов на землю и внимательно посмотреть вокруг, то вскоре можно обнаружить когнитивный диссонанс из-за огромного несоответствия между обещанными позитивными изменениями и реальным положением вещей. Большинство льгот и преференций оказываются, по большей части, продуктом пиара. Они громко презентуются, быстро попадают на ленты новостей, разлетаясь по стране многообещающими заголовками, но спустя короткое время растворяются в пространстве серых будней, исчезая под грузом копящихся из года в год проблем. До следующего крупного форума, саммита или торжественного мероприятия на территории ДФО о них если и вспомнят, то вскользь. Порой из благих намерений может получиться, если и не дорога в Ад, то что-то странное и мало похожее на реальную поддержку.

В качестве примера можно привести такую широко разрекламированную льготную «опцию», как субсидирование авиаперевозок для Дальнего Востока. Изначально заявленная как мера поддержки жителей самого восточного макрорегиона, история с льготными перелетами вылилась в пародию на льготы, когда авиабилеты, количество которых всегда предельно ограничено, стали на корню скупать ушлые бизнесмены-работодатели (некоторые с удостоверениями депутатов) для завоза трудовых мигрантов, а также всевозможные любители «охоты и рыбалки» из ЦРС. Комментируя в 2018 г. изданию «Сибирь. Реалии» ситуацию с ежегодно повторяющимся коллапсом в авиакассах городов ДВ, директор Дальневосточного отделения Российского союза туриндустрии Валентина Асеева заметила, что «люди, от которых исходила инициатива продажи льготных билетов за пределами ДФО, говорили, что западные пассажиры тоже должны приезжать на Дальний Восток для стимулирования внутреннего туризма. Но тогда какая же это программа для дальневосточников?». Этот вопрос остаётся актуальным по сегодняшний день.

Возвращаясь к вопросу пошлин на зарубежные посылки, хотим ещё раз акцентировать внимание на том факте, что дальневосточники изначально находятся в неравных условиях с жителями большинства регионов страны. Если взять, как пример, Магаданскую область, то здесь нет ни привычного разнообразия, ни конкурентной среды ритейлеров в различных сегментах торговли (электроники, брендовой одежды, товаров для дома, продуктов питания) без которых невозможно представить любую другую столицу субъекта РФ за пределами ДФО. Достаточно посмотреть на присутствие в нашем и двух соседних регионах крупнейших торговых сетей федерального уровня, рекламу которых вся страна видит каждый день в масс-медиа. Их практически нет, за редким исключением. Более того, в силу названных выше причин, мы переплачиваем значительно больше жителей «материка» за товары, заказанные в онлайн-магазинах. Парадокс российской действительности ещё и в том, что зачастую доставка отправлений из Китая, Индии или США может быть дешевле, чем из интернет-магазина в Москве, СПб или Екатеринбурге!

И вот что ещё любопытно. Наряду с ФТС, одним из главных лоббистов снижения (вплоть до обнуления) порога беспошлинного ввоза товаров является Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Эта некоммерческая организация объединяет в своих рядах крупных российских ритейлеров (среди которых Wildberries, DNS, «Ситилинк», «М.Видео», «Эльдорадо», «Детский мир», Ozon.ru, Азбука вкуса, X5 Retail Group, О’кей, «Auchan», Media Markt, Sony Centre, Samsung, Chicco, Holodilnik.ru, re:Store, «Снежная Королева» и др.). По информации «Коммерсанта», в апреле нынешнего года ассоциация предложила заменить действующие пошлины на дорогостоящие посылки из-за рубежа единым сбором в размере 15% вне зависимости от цены товаров, а также признать трансграничную торговлю формой внешнеэкономической деятельности. Причем, это уже смягченный вариант, первоначально речь шла о сборе в 20%.

Как можно видеть, большинство участников АКИТ, ратующих за повышение пошлин на почтовые заказы из-за рубежа, не представлены в Магаданской области. А продукция тех магазинов, что работают в сегменте онлайн-ритейла (например, Ozon.ru), обходится покупателю с ДВ значительно дороже, чем среднестатистическому жителю России по причине логистических схем и накруток за доставку. При этом гигантам отечественной интернет-торговли похоже не приходит в голову простая мысль о том, что при широкой географии и существующем региональном неравенстве, их новации больнее всего ударят именно по жителям отдалённых субъектов РФ.

Важно заметить, что на официальные запросы СМИ (таких как «Коммерсант», Znak.com) с просьбами прояснить свою позицию, представители АКИТ либо не ответили вовсе, либо отказались от комментариев. Довольно говорящее молчание.

17 декабря последовала официальная реакция противников изменений. РИА Новости опубликовало письмо Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), объединяющей отечественные предприятия электронной коммерции, к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой не снижать порог беспошлинного ввоза посылок из зарубежных интернет-магазинов.

«Просим Вас: рассмотреть возможность сохранения существующего лимита беспошлинной торговли в 200 евро в соответствии с решением совета ЕЭК от 20.12.2017 г. № 107. В целях наращивания несырьевого экспорта России, а также использования транзитного потенциала РФ и интеграции ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс один путь» поручить проработать необходимые изменения для реализации модели В2В2С на территории Российской Федерации», - говорится в письме НАДТ премьер-министру.

Помимо этого, ассоциация просит «проработать возможность повышения порога беспошлинного ввоза товаров для личного пользования до экономически эффективного и обоснованного». Авторы письма не без оснований считают, что снижение порога беспошлинного ввоза посылок для личного пользования наносит вред потребителям, коммерческим компаниям, а также бюджету России. Такие меры также нивелируют усилия по наращиванию несырьевого розничного экспорта, считают в ассоциации.

«По данным Института Гайдара, убыточность бюджетной системы прямо пропорциональна порогу беспошлинного ввоза - чем ниже порог, тем большие убытки несет государство. Так, при пороге в €200 убытки могут составить более 2,9 миллиарда рублей, в при €20 – около 4,5 миллиарда рублей». В качестве показательного примера международной практики участники ассоциации приводят опыт США, где порог беспошлинного ввоза товаров из-за рубежа был повышен в 2016 году с $200 до $800.

Практически на следующий день после новости о положительном отзыве премьер-министра на документ Минфина, на портале Change.org была создана петиция с требованием не допустить снижения порога беспошлинного ввоза товаров из иностранных маркетплейсов. На сегодняшний день ее подписали почти 150 тысяч человек.

В заключение, авторы данной публикации просят рассматривать её в качестве открытого обращения к губернатору Магаданской области Сергею Носову, депутату Госдумы от Магаданской области Оксане Бондарь и сенатору от Магаданской области Анатолию Широкову с просьбой использовать своё право законодательной инициативы, а также иные возможности для привлечения внимания к обозначенной проблеме возможного снижения беспошлинного порога ввоза товаров из зарубежных онлайн-магазинов в контексте интересов жителей Магаданской области и ДФО в целом. С учётом всех перечисленных выше аргументов считаем, что эта тема затрагивает большое число магаданцев и жителей Колымы, а потому по определению является важной и социально значимой.

Валентин Лебедев, Елена Водолажская-Колесникова
Внимание! Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Вопрос недели

В региональное отделение ОНФ поступают звонки магаданцев о том, что в их платежках от управляющих организаций появился ещё один получатель средств: ООО «Расчетно-кассовый центр».

Эксперты ОНФ предупреждают жителей, что одностороннее изменение условий оплаты со стороны УО «РЭУ 3» и ООО «Любимый город наш», любых иных УО противоречит законодательству.
Кроме того, на сегодня нет достоверных подтверждений того, что ООО «РКЦ» прошёл установленную законом процедуру регистрации.
Свои рекомендации жителям о том, что делать в этой ситуации, эксперты регионального отделения направят в СМИ в ближайшее время.