Магадан против правительства Колымы: аспект исторический и культурный


С момента, когда незаконные действия регионального правительства Колымы в отношении жилого дома по Ленина, 16 были прекращены, а сам дом – часть архитектурного ансамбля «сталинок» исторического центра Магадана, - возвращен в перечень выявленных объектов культурного наследия, прошло полгода. Что изменилось?

- К сожалению, ничего, - говорит магаданка Ирина Лазуткина, член Союза архитекторов России. – Пустующий уже более 15 лет дом продолжает разрушаться, никакие меры по его сохранению не предпринимаются.

В структуре власти ответственность за сохранение культурного наследия несет Отдел по охране объектов культурного наследия (далее по тексту – Отдел, Отдел по охране ОКН).

Редакция направила запрос о планах Отдела в том числе в отношении «сталинки» по Ленина, 16. И получила ответ, оба документа приведены в конце публикации полностью, что в ближайшем будущем – ничего.

Магадан против правительства Колымы: аспект исторический и культурный

В официальных документах и частных беседах ответственные чиновники, как водится, рассказали о финансовых трудностях и о том, что в части планов сохранения выявленных объектов культурного наследия на ближайшие годы у них числится городская баня номер 1. На эти цели в текущем году запланировано и освоено 85 тысяч рублей: заказана экспертиза бани с целью установления ее исторической ценности и решения о включении в реестр памятников или отказе в статусе выявленного объекта культурного наследия.

Установленная законом процедура содержит именно эти этапы: заявление гражданина или организации об объекте, который, по мнению гражданина или организации, имеет признаки объекта культурного наследия, принятие обоснованного решения о присвоении объекту статуса выявленного, и экспертизу, результатом которой становится обоснованное решение.

С обоснованностью в Магадане дела обстоят плохо. И с этой точки зрения факт, что баню, как это раньше было со «сталинкой» по Ленина, 16, просто не выбросили из списка выявленных объектов, безусловно хорош.

Что, однако, не снимает вопросов к тому, как баня вообще оказалась в этом списке. А также к тому факту, что таких объектов у нас в городе всего два – та самая «сталинка» и баня. Как это вообще могло случиться – непонятно. Опрошенное большинство сходится во мнении, что крайне низкий уровень квалификации магаданских чиновников сочетается с наглостью при различных нарушениях и безнаказанностью за них. Или, скорее, факторы взаимно обусловливают друг друга.

Так или иначе, баня в списке и ждет экспертизы. Магаданские архитекторы и краеведы-историки, в частности, И. Лазуткина, член Союза архитекторов России, и А. Новосардов, главный научный сотрудник Магаданского областного краеведческого музея, кандидат исторических наук, дали свое отрицательное заключение на попытку включения объекта в реестр объектов культурного наследия. Основная мысль заключается в том, что здание не связано с историческими событиями; не имеет исторической и архитектурной ценности. Хотя и специалисты, и просто горожане не отрицают ни исключительной важности объекта для города на определенном этапе, ни того факта, что единственное каменное здание среди деревянных построек некогда не могло не восприниматься как нечто особенное. Да и просто ностальгических воспоминаний «старых магаданцев» о «старом Магадане» никто не отменял.

Магадан против правительства Колымы: аспект исторический и культурный

Что касается «сталинки» по Ленина, 16, как второго и последнего объекта в списке, то, по мнению чиновников, она может подождать с экспертизой до 2021 года. Как и отражено в плане, который они сами для себя составили.

И в котором нет ни здравого смысла, потому что объект, которого лишили отопления и содержания, в том числе и по этим именно причинам ускоренно разрушается, ни соблюдения закона.

Так, в п. 8 ст. 18 ФЗ-73 об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации четко сказано, что «решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр должно быть принято соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в срок не более одного года со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия».

Еще раз – не более одного года. И цена вопроса, на данном этапе, 30 тысяч рублей, говорят специалисты. Столько стоит экспертиза, если договор с аттетованным экспертом, имеющим лицензию на этот именно вид работы, заключать напрямую.

То есть, у регионального правительства, напомню последние впечатляющие планы, 7 миллионов на «Дни Дальнего Востока» в Москве, включая печать на 3-D принтере фигурок мамонта, палтуса и краба, есть. Около 38 млн. руб. ушло на экспозицию для участия в Восточном экономическом форуме во Владивостоке есть, хотя отдача для региона от этого 5 по счету мероприятия – вопрос очень спорный. Но миллионы и миллионы на фигурки и экспозиции есть. А 30 тысяч рублей на экспертизу дома – нет.

Причину сложившейся ситуации часть магаданцев видит в том, что коммерсанты, заседающие в органах власти или аффилированные с ними, не хотят вступать в конфликт со своими коллегами-коммерсантами, каким-то образом выкупившими дом в историческом центре столицы Колымы. Для того, уверены многие, чтобы на его месте возвести объект для получения прибыли и всех преимуществ точки застройки. Не исключено, что новостройкой может стать очередной и получивший распространение объект из минваты и металлосайтинга, как это было в рамках государственной целевой программы расселения аварийного жилого дома. Тем более что одним из собственников дома является тот самый застройщик, что и строил это «новое аварийное жилье». Несчастливые обладатели которого уже несколько лет безуспешно ходят по всем инстанциям, включая суды.

Впрочем, этот застройщик отметился не только на жилых домах, но и на объектах социального назначения

Напомню, что "сталинка" по Ленина, 16, усилиями горожан включена в список выявленных объектов культурного наследия 01.03.2017 года. Затем региональным правительством самовольно и незаконно исключен из списка. Затем, после вмешательства общественников и целого ряда их действий, незаконное исключение отменено, 13.05.2019 года издан соответствующий акт, в данном случае, в соответствии с законом, это было постановление регионального правительства №332-пп. Какой в этом случае должна быть дата включения? 1 марта 2017 года? Даже если считать отсчет с даты отмены незаконного приказа 13 мая 2019 г., то и тогда решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе от включения на основании экспертизы должно быть принято до 13.05.2020 года, но никак не в 2021 году, как себе запланировал Отдел.

Непреложное значение имеет и статья 33 этого же закона, смотрим актуальную редакцию от 18.07.2019

Среди целей и задач в отношении выявленных объектов, к которым, усилиями общественников, сумевших пресечь нарушения чиновников регионального правительства, относится и Ленина, 16, в законе названо предотвращения объектов от повреждения, разрушения или уничтожения, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

А государственная охрана, за которую отвечает региональное правительство в лице Отдела под руководством г-жи Юферевой, включает в себя, в частности, установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, причинение ему вреда и осуществление действий, повлекших его изменение - это положения п. 5 ст. 33.

А также включает в себя осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности в том числе выявленных объектов культурного наследия; установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; утверждение отчетной документации о проведении работ по их сохранению.

Чем на самом деле занят и планирует заниматься Отдел – смотрите, напомню, в плане этого структурного подразделения регионального правительства в конце публикации.

В контексте этого плана нельзя в очередной раз не остановиться на отсутствии в регионе основополагающего документа, регламентирующего критерии, по которым объект может быть включен или не включен в список выявленных объектов культурного наследия и саму процедуру – это положение о порядке установления историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия. Напомню, что, усилиями горожан, прокуратура выдала региональному правительству предписание об его издании. Но не указало сроки. И это, формально, дает Отделу возможность тянуть с документом хоть год, хоть сколько, вплоть до того момента, пока все объекты исторического облика не разрушатся. А нувориши не понастроят на их месте металлосайтинговые или подобные конструкции, которые до поры будут обеспечивать бесперебойную прибыль в их карман. В том числе – в историческом центре города.

Отдел может не только тянуть сколь угодно долго с изданием документа, но и запланировать на его разработку какое угодно время и ресурсы. А ведь это, на самом деле, архиважный документ, основа основ.

Однако, говорят специалисты, уложиться можно в кратчайшие, в несколько дней, сроки, и при минимуме трудозатрат. Потому что аналогичные документы уже разработаны и действуют в иных регионах. Есть примеры, когда над положением потрудились целые центры высококлассных специалистов, как, например, в Саратове.

Взять их за основу – логично и целесообразно, потому что в подобные документы специалисты не добавляют ни строчки от себя, все – исключительно на основании федерального законодательства.

Как видим, законом предусмотрена ответственность за состояние дома по Ленина, 16 и собственника, и регионального правительства. Как за действия, так и за бездействие. И на основании федерального закона о СМИ редакция убедительно просит областную прокуратуру провести проверку изложенных фактов принять меры прокурорского реагирования в рамках компетенции. А также известить редакцию об этих мерах.

Елена Водолажская-Колесникова

Запросы в правительство Магаданской области:

Магадан против правительства Колымы: аспект исторический и культурный

Магадан против правительства Колымы: аспект исторический и культурный

План Отдела по охране объектов культурного наследия:

Магадан против правительства Колымы: аспект исторический и культурный

Магадан против правительства Колымы: аспект исторический и культурный

Магадан против правительства Колымы: аспект исторический и культурный

Магадан против правительства Колымы: аспект исторический и культурный

Магадан против правительства Колымы: аспект исторический и культурный

Магадан против правительства Колымы: аспект исторический и культурный

Магадан против правительства Колымы: аспект исторический и культурный

Магадан против правительства Колымы: аспект исторический и культурный

Запросы в обл Думу

Магадан против правительства Колымы: аспект исторический и культурный

Магадан против правительства Колымы: аспект исторический и культурный

Магадан против правительства Колымы: аспект исторический и культурный


Ответ из областной Думы:

Магадан против правительства Колымы: аспект исторический и культурный

Магадан против правительства Колымы: аспект исторический и культурный
Внимание! Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Оставить комментарий

Вопрос недели

В региональное отделение ОНФ поступают звонки магаданцев о том, что в их платежках от управляющих организаций появился ещё один получатель средств: ООО «Расчетно-кассовый центр».

Эксперты ОНФ предупреждают жителей, что одностороннее изменение условий оплаты со стороны УО «РЭУ 3» и ООО «Любимый город наш», любых иных УО противоречит законодательству.
Кроме того, на сегодня нет достоверных подтверждений того, что ООО «РКЦ» прошёл установленную законом процедуру регистрации.
Свои рекомендации жителям о том, что делать в этой ситуации, эксперты регионального отделения направят в СМИ в ближайшее время.