Магаданские кульбиты бюджетных средств


Магаданские кульбиты бюджетных средств, чиновников и проверяющих

Денег нет – устоявшаяся фраза, к которой мы все привыкли и которой принято оправдывать любую нетерпимую ситуацию. Как нехватка медикаментов; аварийные, опасные для жизни дома, школы и детские сады; разбитые тротуары и дороги, по которым ни пешком, ни на машине. Как вся наша убогая, постыдная действительность.

Казалось бы, в такой ситуации на учете должна быть каждая бюджетная копейка. Что и почему происходит в действительности?

Только один пример. Точнее, два в две подачи.

Суть дела, или как должно быть «по закону»

В 2017 г. Северо-Эвенский городской округ получил 2 миллиона 80 тысяч рублей на отлов и содержание бесхозных собак. Канцелярским языком это называется «осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления». Технически выглядит так: субвенция МО «Северо-Эвенский городской округ» перечислена Министерством строительства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области на основании постановлением правительства Магаданской области от 30.12.2016 г. № 1057-пп, платежное поручение от 07.04.2017г. № 621675.

Деньги эти – целевые, то есть ни на какие иные цели расходоваться не могут, иначе – серьезное нарушение с, теоретически, не менее серьезными последствиями для чиновников. Даже в российском беспределе «нецелевка» - страшное слово, гарантирующее самое пристальное внимание со стороны компетентных органов.

Но, получается, не у нас, или не для всех?

Что по факту

Проследим, на какие цели деньги израсходованы фактически. Чтобы не перегружать текст и не утомлять читателя, документы, подтверждающие расходование бюджетных средств с признаками нецелевого использования, а также их реквизиты, приведу отдельным перечнем. Здесь перечислим только суммы и то, на что они израсходованы. «Освоены», говоря чиновничьим языком.

Больше миллиона бесстрашные в силу определенных и понятных причин чиновники, в обход закона, перевели на оплату страховых взносов во внебюджетные фонды, и оплату НДФЛ за 2016 год.

518 с половиной тыс. руб. потратили на приобретение материалов на ремонт помещений для содержания бесхозных животных.

Говоря другими словами, денежные средства в размере около 1055 тыс. рублей – это нецелевые расходы. То есть, больше половины полученной субвенции – «нецелевка».

И это ещё не всё. 321 тысяча рублей из полученных средств – это расходы на фактически невыполненные работы. Но акты приемки этих работ подписаны.

Еще один штрих - в сметную стоимость были включены расходы на оплату труда и сметную прибыль, хотя работы конечный получатель бюджетных средств - Муниципальное бюджетное учреждение «Северо-Эвенский обслуживающий центр», - выполнял своими силами. В той части, где они на самом деле выполнены.

Сколько денег фактически пошло на дело и какова эффективность расходования целевой субвенции – считайте сами.

Контролирующие, надзорные органы, полицейские, следователи и прочие получатели содержания из налогов граждан

Редакцию часто критикуют, и справедливо, за то, что, являясь СМИ, она не выполняет основную функцию СМИ – информирование граждан, а вместо этого берет на себя несвойственные ей функции. «Занимается политикой» в чистом виде, говорят критики. С этой второй частью, в целом, справедливого посыла не соглашусь, по крайней мере, на данном этапе. Редакционная политика состоит не в замалчивании фактов, а в решении действительно болезненных для региона проблем не только посредством публичности. Исходя из того, что главное – устранить проблему, а не обличить ее, пригвоздить, и таким образом препятствовать нарушениям закона и порядка.

Но в данном случае сведения не просто прошли через полицию поселка, Ольский межрайонный следственный отдел, в апреле 2019 года направлены в прокуратуру Магаданской области.

Однако, информация не только не получила развития в рамках законодательства за весьма продолжительное время, но и стала преобразовываться в историю, которую надо проверять на коррупцию.

Судите сами.

Следственное управление как звено в цепи

Как говорят очевидцы, следователь магаданского следственного управления, ранее и в течение многих лет – сотрудник межрайонного следственного отдела, к которому относился округ, до рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела решил выяснить, кто из должностных лиц, знакомых с историей в силу должностных обязанностей, что усматривает и что намерен предпринять, если дело не будет возбуждено. В контексте того, настолько ли, на самом деле, все это серьезные нарушения и большие деньги, чтобы доводить дело до уголовного расследования.

Между тем, расходование бюджетных средств, теоретически, строго регламентировано Бюджетным кодексом Российской Федерации, понятие нецелевого дается в статье 306.4.

БК РФ не устанавливает наказание за виновные действия, а, в зависимости от суммы и некоторых иных признаков, отсылает к Кодексу административных правонарушений, это, в частности, ст. 15.14 КоАП РФ, или к Уголовному кодексу РФ - ст. 285.1 и ч. 2 ст. 285.1 УК РФ.

Если в двух словах, то административное наказание предусмотрено, если сумма менее 1,5 млн. руб., уголовное – если выше или не выше, но наличествуют определенные условия - например, предварительный сговор лиц.

Два юриста - три мнения

Пока, насколько можно судить из разных источников, ответственные лица пытаются трактовать ситуацию таким образом, что именно эта целевая субсидия менее установленного УК РФ предела, а остальные нарушения в этой же цепочке – по их мнению, не повод рассматривать эти нарушения, как нечто целое. Один эпизод в одном и том же предприятии на миллион; другой на определенную сумму, рассмотрим это в очередной публикации; третий или сколько угодно за один и тот же, что важно, период, которые при этом происходят одновременно друг с другом, но – отдельные.

Другая точка зрения состоит в том, что это как раз звенья одной цепи, а именно жестко регламентированного законом порядка расходования бюджетных средств.

В чем цель разбивки цепи нарушений на отдельные суммы, или в чьих интересах это делается, если делается – вопрос пока открытый.

Начало занимательной цепочки

На уровне подразделений полиции Эвенска сотрудники в течение нескольких месяцев «не усматривают» состава для возбуждения уголовного дела. В поселке считают, что дело пытаются замять. При этом непонятно, говорят эксперты, почему на этом этапе цепочки никого не беспокоило, что работ, принятых по акту, как исполненные, фактически нет, и скрыть это будет невозможно.

Здесь выражу обоснованные сомнения. Что значит – невозможно? Невозможно – это когда нет прецедентов. Или нет покрывательства на самых высоких уровнях, вплоть до губернатора, вспомним ягоднинский садик, сусуманский ФОК, магаданские очистные, жилые новостройки по региону, областную больницу и прочее, и прочее.

Или все это есть, но есть и объективное профессиональное следствие; возбужденные уголовные дела по каждому факту; независимые суды и вступившие в законную силу судебные решения; возвращенные в бюджет или вложенные в устранение брака деньги; реальные сроки или иные предусмотренные законом наказания. А в нашей области – очень даже возможно и совсем не редкость.

Еще оно звено - Минфин регионального правительства

Конечно, Минфин был своевременно уведомлен о нарушениях. И даже провел проверку. В ходе которой нарушения не установил. Привычно, я бы сказала.

После этого был уведомлен о том, что Акт по итогам проверки не отражает реальной ситуации, а также о возможных последствиях своей позиции. И не просто уведомлен, а неоднократно, с рассказыванием азбуки и прочими атрибутами в канве «кнута и пряника».

И вот 20 июня 2019 года появилась информация о том, что Минфин, взамен или в продолжении «Акта внеплановой выездной проверки использования субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных предоставленной муниципальному образованию северо-эвенский городской округ в 2017 и 2018 годах в комитете жилищно-коммунального, дорожно-транспортного хозяйства, благоустройства и строительства Северо-Эвенского городского округа» от 17 мая 2019 года, изготовил другой, отменяющий первоначальный Акт. В котором все-таки установил нарушения. А по поводу изначального Акта от 17 мая было направлено письмо о том, что его следует считать недействительным.

Технически это было сделано следующим образом: вместо одного акта по результатам проверки (от 17 мая 2019 года, имеется в распоряжении редакции) сейчас есть три, по разным направлениям проверки. Обычная практика – один общий акт.

Магаданские кульбиты бюджетных средств

Магаданские кульбиты бюджетных средств

Новая редакция акта Минфина с примечательными страницам 1, 13, также имеется в распоряжении редакции.

Еще звено – региональное министерство строительства, ЖКХ и энергетики

Как уже говорили, целевые деньги округ получил от министерства строительства и ЖКХ, и это – отдельная тема не только в этом деле.

Свою роль здесь играет назначение на должность зама министра Д.В. Кулакова, до этого – зама главы того самого округа, о котором идет речь в контексте нецелевого использования бюджетных средств. Он перестал занимать эту должности после визита в округ С.К. Носова, на тот момент - врио губернатора накануне сентябрьских выборов 2018 года. И ознакомления врио с делами в округе, в том числе – в сфере ЖКХ, где подвизался г-н Кулаков.

Вообще, он личность в регионе известная. В свое время, в чине зама главы Омсукчанского района, будучи в измененном сознании, сбил на своем джипе многодетную мать. Сдав на своем «Land Cruiser 200» на большой скорости назад, практически вдавил ее в забор. Она получила серьезные травмы, включая переломы, на лечение ушло около года. В крови чиновника нашли 2,7 промилле алкоголя, что, по оценкам экспертов, составляет около бутылки выпитой водки.

Уголовное дело не было заведено. Не понес он и административного наказания – пока семья боролась в суде, вышли сроки.

Многодетная семья не получила ни компенсации, ни даже извинений.

Это кто такой красивый

Кулакова в регионе связывают с бывшим губернатором В.П. Печеным («Единая Россия») и депутатом областной Думы И.Б. Донцовым («Единая Россия»). Донцов занимает место в Думе от Омсукчанского городского округа, где произошло ДТП, и Северо-Эвенского, где Кулаков неожиданно всплыл в качестве зама главы и где разворачивались события, о которых идет речь.

ФСБ, теоретически, отслеживающее назначения подобного уровня, по крайне мере, уголовные дела чиновников в ранге главы округа или чудеса от их избавления, от истории с назначением Кулакова заместителем министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики открестилась. Посетовав, что с ними никто ничего не согласовывал, и они узнали обо всем «слишком поздно», когда «решение принято».

У меня вопрос: а кто принял это решение и на каком основании? Губернатор, не так давно недвусмысленно сформулировавший свою оценку деятельности Кулакова в должности заместителя главы района, курировавшего в том числе сферу ЖКЖ, в результате чего Кулаков перестал занимать эту должность? В таком случае, возникает резонный вопрос, - насколько он вообще самостоятелен в кадровой политике региона?

Или его профильный зам Ю.А. Бодяев? Тогда что для него послужило основанием такого решения, и как ему удалось обойти волю губернатора, который счёл, что человек не справляется с функционалом в сфере ЖКХ, строительства и энергетики на уровне гораздо ниже, чем министерский.

Кто-то ещё? Кто? Почему и для чего?

Пока по этому и многим другим кадровым решениям в регионе одни вопросы, без ответов. Которые нужны. Иначе мы плюсом к тем проблемам, для решения которых в кресле губернатора нужен был варяг, получим очередные: неизбежные «варяжьи», проистекающие из сути пришлых управленцев, не знакомых с регионом, его спецификой, и - без решения убивающего Колыму массива прежних.

Вряд ли ответы на эти вопросы будут однозначными, а их получение – простым. Но без них весьма проблематично сдвинуться с «мертвой точки».

Что касается Д. В. Кулакова, то в округе считают, что в должности заместителя министра строительства и ЖКХ Кулаков не только может использовать свои новые возможности для сокрытия нарушений в округе, в том числе тех, в которых может быть замешан лично он, но и просто мстит округу за свое увольнение, как только может. В том числе – при решении вопросов подготовки к зиме. И колоссальные силы, время тратится на то, чтобы доказать что-то профильному заму губернатора, «варягу», не знакомому с северной спецификой, и мало склонному к восприятию незнакомых ему и, поэтому, недостаточно убедительных для него аргументов. В этой части бесстрашие пришлых чиновников тоже зашкаливает, какими будут последствия для области – покажет только время. Но лично я не сторонник экспериментов над людьми, особенно - в условиях Крайнего Севера.

Динамика последних дней

В конце прошлой недели появилась информация, что в кресле зама министра Кулакову удержаться не удалось, пока он - начальник отдела в все в том же министерстве ЖКХ, и каким будет следующее назначение – вопрос. Запросы у него, как видим, грандиозные. Реализовать часть из них ему никто пока не помешал, что само по себе требует отдельного расследования.

Что касается денег, то, обобщим, мы имеем, первое - нарушения при использовании бюджетных средств в размере свыше 1,058 миллиона рублей, что составляет около половины субсидии; из которых – 63 тысячи рублей – это неправомерные расходы, 995 тысяч рублей – нецелевые. И около 321 тыс. рублей из этой же целевой субсидии – расходы на фактически не выполненные работы, акты на которые подписаны. И это только по одному направлению – питомник для бесхозных собак. Не самый объемный по деньгам, к слову.

Второе - реакцию цепочки контролирующих ведомств.

А еще – конкретное учреждение, распорядившееся целевыми бюджетными средствами нецелевым образом. Это муниципальное бюджетное учреждение «Северо-Эвенский обслуживающий центр» Северо-Эвенского городского округа (директор с 24.01.2017 г. Волков А.А.; главный бухгалтер с 25.02.2016г. Падерина А.П., далее – Центр.

У Центра есть учредитель – Комитет жилищно-коммунального, дорожно-транспортного хозяйства, благоустройства и строительства Северо-Эвенского городского округа, изрядно намаявшийся с руководством Центра.

В прошлую пятницу по поселку стала распространяться новость о том, что учредитель принял решение об увольнении директора Центра Волкова А.А., который все это время счастливо избегал прописанных в законодательстве последствий «нецелевки». Что уж его так допекло, или какие перспективы дела принудили к такому решению - неизвестно, но распоряжение об увольнении было издано. Состоится ли это увольнение на самом деле, и как будет развиваться ситуация, пока трудно сказать, сейчас обсуждается, что глава округа отменил распоряжение или склоняется к такому варианту.

Неизвестно, что заставляет его рассматривать такие варианты, особенно с учетом того, что основным ответственным за бюджетные деньги исполнителем является округ.

А кроме него - региональный Минстрой, через который шло целевое финансирование, и, конечно, региональный Минфин. Который, в соответствии с законодательством, по факту нецелевого использования бюджетных средств должен был принять к округу меры бюджетного принуждения к возврату средств. Или уменьшить последующее финансирование на равнозначную сумму.

Но пока никто из цепочки не обеспечил законный порядок.

Чем закончится эта история – будем наблюдать. Очень пристально.

Елена ВОДОЛАЖСКАЯ-КОЛЕСНИКОВА.


Документы, подтверждающие расходование средств с признаками нецелевого использования

Решение МРИ ФМС «О взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) от 13.11.2017г. №1593 и от 24.11.2017г. №1683

518,5 тыс. рублей на приобретение материалов на ремонт помещений для содержания бесхозных животных - (с/ф от 30.09.17г. №479, от 12.12.2017г.№259, от 23.05.2017г. №4418, 4428, 4424, 4442, договор от 11.10.2017г. №01/2017 «Приобретение материалов») из них в соответствии с договором от 11.10.2017г. №01/2017 «Приобретение материалов» на ремонт помещений для содержания бесхозных животных были приобретены материалы на сумму 64,8 тыс. рублей, не предусмотренные локальной сметой (поз. 1,2,3,35,40,56,42 приложения №1 к договору от 11.10.2017г. №01/2017), и на 3,7 тыс. рублей приобретен эл. счетчик Нева 301, который установлен в здании столярки (счет от 11.10.17г. №5866).
Внимание! Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Вопрос недели

В региональное отделение ОНФ поступают звонки магаданцев о том, что в их платежках от управляющих организаций появился ещё один получатель средств: ООО «Расчетно-кассовый центр».

Эксперты ОНФ предупреждают жителей, что одностороннее изменение условий оплаты со стороны УО «РЭУ 3» и ООО «Любимый город наш», любых иных УО противоречит законодательству.
Кроме того, на сегодня нет достоверных подтверждений того, что ООО «РКЦ» прошёл установленную законом процедуру регистрации.
Свои рекомендации жителям о том, что делать в этой ситуации, эксперты регионального отделения направят в СМИ в ближайшее время.