Расселение из аварийного жилья


Расселение из аварийного жилья

Магаданское правительство отчиталось о досрочном завершении программы. На конференции местного ОНФ объяснили, почему эту информацию нельзя считать достоверной

В соответствие с Указом президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" в 2017 году Магаданской области предстоит завершить расселение аварийного жилья, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

Реализация программы осуществляется с 2013 года и включает в себя находящегося на контроле Правительства РФ мероприятия по ликвидации 20,6 тыс. кв. метров аварийного жилья и переселению 910 нуждающихся. Параметры расселения в процессе исполнения программы корректировались. Так, в связи с недостоверностью представленных данных из программных мероприятий было исключено 3,28 тыс. кв. метров, а количество нуждающихся уменьшено на 610 человек по сравнению первоначально заявленными потребностями (планируемый показатель 924 человека), об этом нами докладывалось на прошлой конференции по итогам 2014 года.

Поскольку «Итоги социально-экономического развития Магаданской области за 2015 год и приоритетные направления 2016 года» не содержат данных о расселении аварийного жилья, которым не нашлось места в докладе Губернатора Магаданской области на итоговом форуме в начале текущего года, мы руководствуемся публичными данными, размещенными на сайтах реформы ЖКХ.

Из публичных источников следует, что в Магаданской области осталось расселить в 2016-2017 году более 7,5 тыс. кв. метров аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года.

Параллельно с согласованной правительством РФ государственной программой на территории Магаданской области действует программа "Содействие муниципальным органам власти в расселении аварийного жилья", которая финансируется исключительно из областного бюджета, и в которой отсутствуют данные о перечне ликвидируемого жилья и других общепринятых показателях. На основании публичной информации нами был сделан вывод о расселении по данной программе давно снесенных многоквартирных дома, либо тех домов, что признаны непригодными для проживания до 1 января 2012 года, но, по разным причинам, не попавшим в федеральный реестр аварийного жилья.

Подтверждение этому служит распространенные средствами массовой информации в июле 2016 года сведения о расселении дома 4 по ул. Гидростроителей и 12-а по ул. Синегорская в пос. Уптар города Магадана. Но если дом 12-а по ул. Синегорская включен в федеральный адресный информационный список, то дом 4 по ул. Гидростроителей в нем отсутствует (http://fias.nalog.ru/). Осталось непонятным, что сносилось и что расселялось в пос. Уптар за бюджетные деньги? Тем не менее информацию о расселении аварийных домов связали с принятием в эксплуатацию нового дома в пос. Уптар, о котором в региональной программе расселения сведения отсутствует.

Получается, что распространенные сведения были не более чем информационный повод для заявлений об опережающем завершении в 2016 году планов расселения.

Однако такой подход к реализации указов президента РФ рабочая группа регионального отделения ОНФ не разделяет, тем более, что он не подтверждается официальными данными самого правительства Магаданской области и отчетами государственной корпорации фонд содействия реформированию ЖКХ, с участием которого осуществляется реализация программы расселения аварийного жилья, включенного в соответствующий федеральный перечень. Поскольку остались без ответа наши запросы губернатору о предоставлении сведений, касающихся конкретных данных о списке граждан, подлежащих переселению и фактически переселенных, считаем утверждение о завершении данной программы преждевременным, а разделение отчетной информации на информацию для внутреннего потребления и для вышестоящего руководства, в надежде, что никто не станет разбираться в ее обоснованности и достоверности стало одним из неприятных итогов проведенного мониторинга.

В процессе мониторинга было установлено, что в целях замены аварийного жилищного фонда в Магаданской области предполагалось построить 19,6 тыс. кв.м малоэтажного жилья. Фактически было в период реализации программы построено 12.4 тыс. кв.м метров + 530 кв.м метров предполагается возвести в 2016 году. С учетом начала реализации оставшихся мероприятий по расселению еще 0,5 тыс. км. жилья общее количество вновь построенного жилья не превысит 13,5 тыс. кв.м метров, что позволяет с высокой долей вероятности прогнозировать получение переселенцами нового жилья не более чем в 70 % случаев.

Недостающая часть нового жилищного фонда замещается жильем, приобретаемым со вторичного рынка. Причиной такого положения стал срыв планов строительства нового жилья в 2014 году, о котором подробно докладывалось на предыдущей конференции. Члены рабочей группы установили, что программные мероприятия предусматривали приобретение на вторичном рынке не более 1.0 тыс. кв.м жилья (4,8%), а увеличение объемов закупки на вторичном рынке непосредственно связано со срывом планов нового строительства и направлено на создание видимости достижения высоких показателей исполнения указов президента. Однако полученные нами данные о результатах расселения не согласуются с бодрыми заявлениями и являются следствием ловких манипуляций модными понятиями.

Нами было установлено, что правительство Магаданской области направило средства не на приобретение нового жилья, а на реализацию сомнительных "инвестиционных проектов", эффективность участия в которых органов власти для общественного движения осталась загадкой.

В процессе мониторинга нами были выявлены серьезные нарушения, так называемыми "инвесторами", градостроительного, экологического законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Вместо рассмотрения заявления ОНФ и обсуждения возникших проблем правительство Магаданской области начало компанию прикрытия незаконной строительной деятельности и дискредитации ОНФ.

Ситуация вокруг строительства жилья в селе Балаганное выявила недостатки в работе самого регионального отделения, которое выразилось в недостаточном информировании населения о существе проблемы и причинах их возникновения. Несмотря на отсутствие взаимодействия, органы власти были вынуждены принять меры по устранению недостатков.

В частности, к административной ответственности привлечен застройщик и подрядчик, устранены дефекты фасада зданий, начаты работы по благоустройству прилегающей территории, реконструкции системы канализации и, видимо, были внесены изменения в проектную документацию для повторного использования, на что указывают результаты строительства аналогичных домов в селе Тауйск, где при первом приближении отмечены положительные улучшения качества строительства и состояния безопасности вновь возводимого жилья. Однако такие перемены носят эпизодический характер и не становятся системой.

До настоящего времени не поступало никаких сведений о поручениях губернатора, касающихся устранения выявленных недостатков по замечаниям регионального отделения ОНФ к качеству жилья в селе Гадля (дом 5–б по ул. Набережная), поселке Армань (дома 51 и б/н по ул. Ленина) и в г. Магадане (дом 10 по ул. Энергостроителей). Таким образом, предоставляемое гражданам новое жилье взамен аварийного не отвечает обязательным требованиям законодательства РФ и выводы губернатора о завершении программы переселения преждевременны.

Много вопросов вызывают экономические результаты расселения из аварийного жилья. По региональной программе (постановление 424-па от 16.05.2013) на расселение 924 человек предусматривалось истратить 1,083 млрд. рублей стоимостью 1 кв.м ликвидируемого жилья в размере 52,5 тыс. рублей. На 1 ноября 2016 года реализуются мероприятия по ликвидации 20,1 тыс. км метров аварийного жилья и по трем домам (0,5 тыс. кв. метров) расселение не начиналось.

Для ликвидируемых аварийных домов (20,1 тыс. кв.м), по данным органов власти заключено контрактов на приобретение 26,8 тыс. кв.м общей стоимостью 907,9 млн. рублей при стоимости 1 кв.м метра 33,92 тыс. рублей за 1 кв.м (стоимость неточная, т.к. правительством не опубликованы отчетные данные о стоимости 11 контрактов на приобретение около 2,0 кв.м жилья (1857,2).

При проверке этих отчетных данных было установлено, что стоимость 1 кв. метра строительства нового жилья превысила 55 тыс. рублей/кв.м. и снижение общего показателя стоимости приобретаемого жилья достигнуто за счет замещения нового жилья бывшим в употреблении, в основном приобретенным на вторичном рынке в отдаленных поселках, где жилье скупалось в значительно более низком ценовом диапазоне (от 6,5 до 25 тыс. рублей за 1 кв. метр). В городе Магадане жилье приобреталось по цене сопоставимой со стоимостью нового жилья, а в некоторых случаях и выше. По завышенным ценам в городе Магадане было приобретено 10 квартир общей площадью 358,6 кв. метров жилья на общую сумму 20,6 млн. рублей (20 662 559,40), что повлекло дополнительные расходы бюджета на более 1,8 млн. рублей (1 813 025,25).

Правительством Магаданской области не выполнены рекомендации правительства РФ о привлечении внебюджетных источников финансирования. Более 8 тыс. кв.м жилья (8,073) признанного аварийным жилья находилось в собственности граждан, но ни одного рубля они не потратили для собственного благополучия.

Получается, что в нарушение жилищного законодательства Российской Федерации значительной доле собственников жилья правительством Магаданской области предоставлены непредусмотренные законом льготы. Кроме того, не реализовано ни одного договора о развитии территории, не продано ни одного земельного участка на котором расположены аварийные многоквартирные дома. Данное заключение подтверждают наши выводы о преждевременности победных реляций о завершении государственной программы расселения из аварийного жилья.

Несмотря на возникшие препятствия для осуществления общественного контроля рабочая группа "Качество повседневной жизни" направляет свои предложения и продолжит мониторинг расселения аварийного жилья, Тем более, что его перечень увеличился на 9,3 тыс. кв.м, признанного таковым после 1 января 2012 года, и не выяснена судьба значительного количества жилья, признанного аварийным до 1 января 2012 года, а темпы прироста аварийного жилья за 4 года реализации программы достигли 2,3 тыс. км. жилья в год.

Из доклада на конференции регионального отделения ОНФ в Магаданской области руководителя рабочей группы «Качество повседневной жизни» В. Гундорина, 10 ноября 2016 года



Внимание! Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Вопрос недели

В региональное отделение ОНФ поступают звонки магаданцев о том, что в их платежках от управляющих организаций появился ещё один получатель средств: ООО «Расчетно-кассовый центр».

Эксперты ОНФ предупреждают жителей, что одностороннее изменение условий оплаты со стороны УО «РЭУ 3» и ООО «Любимый город наш», любых иных УО противоречит законодательству.
Кроме того, на сегодня нет достоверных подтверждений того, что ООО «РКЦ» прошёл установленную законом процедуру регистрации.
Свои рекомендации жителям о том, что делать в этой ситуации, эксперты регионального отделения направят в СМИ в ближайшее время.