Дело о грузоперевозках


ДЕЛО О ГРУЗОПЕРЕВОЗКАХ
Получит ли регион возможность доставлять и получать товары народного потребления в законном порядке?

Вы приходите на рынок, в магазин и видите полупустые полки, почти свободные от фруктов или овощей. Или исчезает с прилавков привычная марка муки или чая. Знакомая картина, не правда ли? И в Магадане, и в колымской глубинке чаще всего это означает, что очередное судно еще не пришло в порт, или стоит под разгрузкой.

Такова специфика нашей территории: почти все необходимое для жизни, будь то продукты питания, уголь, бензин или что угодно другое, буквально каждый гвоздь и каждую доску, а также необходимую технику и механизмы, в том числе для золотодобычи и любого производства, нам приходится доставлять с большой земли. Иначе жизнь остановится.

На севере она такая дорогая еще и потому, что до 70 процентов стоимости того, что у нас продается – это так называемая транспортная составляющая, то есть расходы на доставку.

Причем, прозвучало в том числе на последнем заседании Общественного совета г. Магадана, транспортные расходы в нашем регионе выше, чем по ДФО.

ЗА ВСЕ ЗАПЛАТИТ КОНЕЧНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ

Если груз поступает морем, то это дешевле перевозки самолетом. Соответственно, и сам товар обойдется потребителю, который, тоже общеизвестно, в конечном итоге за все и платит, в меньшую или большую сумму. Поэтому авиацией много не завезешь, чаще всего такие покупки подавляющему большинству граждан окажутся просто не по карману.

В общем, проблема доставки грузов для нас насущнее не придумаешь. Именно поэтому важно, чтобы на их пути не встречалось лишних препон.
И не в последнюю очередь - для тех, кто снабжает область, закупая все необходимое для жизнедеятельности территории «на материке» и доставляя груз на Колыму.

Между тем в определенный период проблем у отправителей и получателей грузов прибавилось.

Компетентные специалисты, предприниматели и юридические лица говорят, что связано это с позицией ОАО «ТрансКонтейнер», занимающего на рынке перевозок доминирующее положение и решившего навязать заказчику, а, соответственно, и населению, не выгодные для него условия.

ЧЕРЕДА СУДОВ

В дело по заявлениям предпринимателей и юридических лиц вмешалось управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области. Прошло уже несколько судов, дважды дело рассматривалось в апелляционной инстанции и один раз в кассации. На сегодня заказчики, то есть отправители и получатели грузов для нужд территории, вроде бы восстановлены в заявленных правах, но ТрансКонтейнер не удовлетворен вступившим в законную силу решением суда и намерен обжаловать его. В очередной раз.

Впрочем, обо всем по порядку.

ПОРТ НАЗНАЧЕНИЯ - МАГАДАН

- В конце 2010 года к нам обратились предприниматели и юридические лица с многочисленными жалобами на ТрансКонтейнер, - рассказывает главный специалист-эксперт Отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства и органов власти Магаданского УФАС России Е.В. Бакланова.

- В частности, они были недовольны новыми правилами перевозки, которые компания ввела в действие, разослав телеграмму о том, что эти правила обязательны для исполнения всеми заинтересованными в перевозках лицами, в том числе теми, кто отправляет груз в порт Магадан.

ИЛИ КАК ВЕЛЕНО, ИЛИ НИКАК

За неисполнение выставленных требований ОАО «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКотейнер» изначально была предусмотрена ответственность для всех структурных подразделений Центра и сотрудников.

Для отправителей и получателей грузов нашей области важнее, что отказ от исполнения хоть одного пункта, по сути, внутреннего циркуляра означал, что либо магаданцы живут не по федеральному законодательству, а по внутренним правилам ОАО «ТрансКонтейнер», удобным и выгодным в первую очередь для него, либо грузов территории не видать.

Потому что если все требования не выполнены, компания просто не выдает контейнеры для перевозки грузов.

КОМПЛЕКСНАЯ УСЛУГА

Надо иметь ввиду, что услугу по перевозке ТрансКонтейнер оказывает только комплексную. В нее входит выдача собственного контейнера, перевозка груза сначала железнодорожным транспортом, затем морским, и, по желанию заказчика, доставка либо в порт назначения либо до склада в Магадане.

ЧЕРЕЗ ВАНИНО БЫЛО БЫСТРЕЕ И ДЕШЕВЛЕ

При этом перевалка груза, диктует Транконтейнер как исполнитель услуги, возможна только через Мыс Чуркин, тогда как ранее поставки осуществлялись через порт Ванино.

Таким образом путь следования и, соответственно, сроки доставки были короче, а по деньгам выходило дешевле.

ЧТО ПОЗВОЛИЛО ДИКТОВАТЬ УСЛОВИЯ И, ОДНОВРЕМЕННО, СТАЛО СДЕРЖИВАЮЩИМ ФАКТОРОМ

По результатам проведенного областным Управлением ФАС анализа конкурентной среды установлено, что ТрансКонтейнер занимает доминирующее положение при организации перевозки грузов по ПСЖВС, и все приходящие в морской порт Магадан средне- и крупнотоннажные контейнеры принадлежат исключительно ТрансКонтейнеру.

Что касается собственно доставки, то по среднетоннажным контейнерам эта услуга на 100 процентов исполняется ТрансКонтейнером, то есть он является монополистом, а по крупнотоннажным, 20- и 40-тонным, выявлено комплексное доминирование наряду с компанией «Фесколайнс».
При этом факт доминирования на рынке услуг налагает установленную законом ответственность. Чтобы аппетиты монополиста не оказались чрезмерными, непосильными для потребителей.

ЕЩЁ ТРЕБОВАНИЯ

Кроме того, ТрансКонтейнер как исполнитель услуги посчитал возможным требовать, по сути, обязательную стопроцентную предоплату за доставку грузов.

На деле это означало, что предпринимателей, юридических лиц принуждали изъять из собственного оборота крупные суммы, на продолжительное неопределенное время отвлечь денежные средства от собственных нужд и предоставить их в распоряжение ТрансКотейнера еще до того, как услуга оказана.

И, таким образом, понести дополнительные финансовые затраты.

При этом закон не диктует таких требований, это условие исключительно самого ТрансКонтейнера как исполнителя услуги, которое он навязывает заказчику, пользуясь доминирующим положением на рынке.

СКВОЗНАЯ СТАВКА

Сквозная ставка, включенная ТрансКонтейнером в перечень своих требований, предписывала, что еще на железнодорожной станции отправления грузоотправитель оплачивает 100 процентов стоимости всей перевозки, и железнодорожной, и водной.
То есть задумал что-то везти – отправляй из Магадана деньги не только на закупку, но и 100 процентов - на доставку. Которая может занять не одну неделю.

КАК ДОЛЖНО БЫТЬ

- Однако в соответствии с Правилами перевозки грузов в ПСЖВС за железнодорожный путь следования груза плата взимается на станции отправления, а за водные перевозки – по прибытии груза в морской порт назначения, в нашем случае в порт Магадан, - продолжает Евгения Валерьевна.

В ГРАФЕ «ПОЛУЧАТЕЛЬ» УКАЖИТЕ, КОГО ВЕЛЕНО

Еще одно нововведение касалось грузополучателя. ТрансКонтейнер номинировал ООО «Диспач».
Только это общество предпринимателям и юрлицам Колымы было предписано указывать как грузополучателя, хотя хозяйствующие субъекты Магаданской области имели и имеют договоры с другими грузоэкспедиторскими организациями, по своему выбору, и по закону это их неотъемлемое право.

Однако нарушить требования ТрансКонтейнера означало лишиться возможности отправить груз: никакие отступления при заполнении отправочных документов не допускалось.

НАРУШЕНИЯ - УСТРАНИТЬ

- По факту обращения магаданских предпринимателей и юрлиц - грузополучателей мы сначала определили долю ТрансКонтейнера на этом сегменте рынка услуг, установили его доминирующее положение, после чего вынесли решение и предписание об устранении допущенных нарушений антимонопольного законодательства, а также постановление о привлечении к административной ответственности в виде штрафа - продолжает Е. В. Бакланова.

- ОАО с указанными документами не согласилось, обжаловало их в Арбитражный суд Магаданской области, и тот по окончании разбирательства, которое длилось почти полгода, вынес решение об обоснованности актов антимонопольного органа и недопустимости требований ОАО ТрансКонтейнер, то есть поддержал нашу позицию.

ТрансКонтейнер обжалует теперь уже решение суда в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в г. Хабаровске, и этот суд решает не рассматривать дело, посчитав, что у Магаданского УФАС не было полномочий на рассмотрение этого дела.

ФОРМАЛЬНАЯ СТОРОНА ДЕЛА…

Руководствуется он тем, что в Телеграмме помимо порта назначения порт Магадан еще указывался порт Корсаков Сахалинской области, и Камчатский порт. Существует регламент, что если нарушение усматривается на территории двух и более субъектов РФ, то дело должно быть передано на рассмотрение в ФАС России, поскольку выходит за рамки компетенции территориальных управлений.

…И СУТЬ

Но мы установили нарушение и доминирование только в пределах Магаданской области, поэтому и посчитали, что правомочны рассматривать это дело на том основании, что Законом о конкуренции предусмотрено рассмотрение дела по месту совершения нарушения. А раз грузополучатели здесь, то это с нашей точки зрения и наделяет Магаданское УФАС полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела.

Апелляция посчитала иначе, и на этом основании отменила решение арбитражного суда Магаданской области.

Мы с этим не согласились, обжаловали постановление в Федеральный арбитражный суд ДФО в г. Хабаровске в кассационном порядке, и кассация отменила постановление апелляции, указав, что Магаданское управление правомочно на рассмотрение дела.

Но поскольку апелляционный суд не рассматривал дело по существу, оно вернулось в апелляцию на новое рассмотрение, после чего суд апелляционной инстанции согласился с Магаданским арбитражным судом.

Постановление суда вступило в законную силу, но пока дело не закончилось, ТрансКонтейнер уже уведомил нас, что будет вновь обжаловать состоявшиеся судебные акты.

Елена Водолажская-Колесникова.
Внимание! Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Аватар пользователя asused62zhd8
  • asused62zhd8
  • 26 июня 2016 20:10
  • Группа Гости
  • Новостей: 0
  • Комментариев: 0
Информация Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Вопрос недели

В региональное отделение ОНФ поступают звонки магаданцев о том, что в их платежках от управляющих организаций появился ещё один получатель средств: ООО «Расчетно-кассовый центр».

Эксперты ОНФ предупреждают жителей, что одностороннее изменение условий оплаты со стороны УО «РЭУ 3» и ООО «Любимый город наш», любых иных УО противоречит законодательству.
Кроме того, на сегодня нет достоверных подтверждений того, что ООО «РКЦ» прошёл установленную законом процедуру регистрации.
Свои рекомендации жителям о том, что делать в этой ситуации, эксперты регионального отделения направят в СМИ в ближайшее время.