ЖКХ: почему так дорого, за что платим и когда закончится беспредел?


ЖКХ: ПОЧЕМУ ТАК ДОРОГО, ЗА ЧТО ПЛАТИМ И КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ БЕСПРЕДЕЛ?
Вопросы, вынесенные в заголовок, волнуют едва ли ни каждого из нас. Причем за десятилетия по большей части провальных реформ, миллиардных вливаний целевых денег, не известно куда девающихся, собственникам давно стало ясно, что всё обостряющиеся проблемы ЖКХ требуют их собственного вмешательства, жесткого общественного контроля. А также тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон. Если, конечно, интерес у них общий – обеспечение безопасного и комфортного проживания в качественном, отвечающем всем требованиям жилье.

Самые актуальные проблемы ЖКХ и пути выхода из них за счёт общественного контроля обсуждались на прошедшем в конце сентября Дальневосточном гражданском форуме «Гражданский контроль в ЖКХ: новый уровень взаимодействия власти и общественности». Его главной задачей стало объединение усилий общественности, власти и бизнеса в создании открытых переговорных площадок, механизмов общественного контроля в сфере ЖКХ.

Нашу область на Форуме представлял эксперт регионального отделения Народного фронта и магаданского «Центра общественного контроля в сфере ЖКХ» Владимир Гундорин.

ЖКХ – ЭТО КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ НАСЕЛЕНИЕМ ВЛАСТЕЙ. А ЕЩЕ – БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ

- В работе Форума участвовали представители Совета Федерации, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, других федеральных органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», Общественных палат субъектов Российской Федерации, региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ, предприятий коммунального комплекса, управляющих организаций, общественных и некоммерческих организаций, представители политических партий и бизнес-сообщества, - рассказывает Владимир Евгеньевич.

- Сейчас все понимают, что состояние ЖКХ – это не только клубок болезненных для всех проблем, один из основных критериев оценки населением местной и федеральной власти, но и огромные деньги. Которые в интересах граждан должны не растворяться бесследно в некой черной дыре, а эффективно расходоваться на то, во что граждане и бюджет их собственно и вкладывают: в безопасное и комфортное проживание за адекватную и абсолютно прозрачную плату.

На Сахалине, где проходил Форум, по словам председателя Сахалинской областной Думы, ЖКХ, как сектор экономики, вместе со строительством дают основные доходы в бюджет области после нефтегазового комплекса. И это очень наглядно иллюстрирует положение дел по очень многим регионам, деньги практически повсеместно крутятся огромные.

Но, показал в том числе и этот Форум, почему-то в большинстве регионов финансовые вложения не приносят желаемые результаты. Хотя есть примеры, когда пресловутая «черная дыра» становится все прозрачнее и уменьшается в объемах, а отрасль становится рентабельной.

Вот к этому, с моей точки зрения, и надо стремиться, не углубляясь особо в критику того, как было и есть сейчас, а ориентируясь по большей части на положительный опыт, и адаптируя его к нашим, местным, условиям. И развивая общественный контроль, как один из механизмов.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

- В последнее время вообще всё отчётливее прослеживается стремление федеральной власти возложить контроль ЖКХ на плечи граждан.

- Есть такая тенденция, и, на мой взгляд, оправданная, потому что никто не может быть эффективнее собственника.

- Но, наверное, только если он подготовлен к защите своих законных прав и интересов и имеет дело с законно избранной и добросовестной управляющей компанией, выполняющей свои обязанности по содержанию и обслуживанию дома, своевременными и эффективными действиями надзорных и контролирующих органов, выносящими обоснованные решения судами. Пока гражданину зачастую при защите своих законных прав и интересов приходится противостоять целым штатам профессиональных юристов разных ведомств, кормящихся за счёт его же налоговых и иных средств.

- Не со всем здесь согласен, но отмечу, что у федеральной власти есть и отчётливое стремление предварительно подготовить граждан, а также приучить к ответственности за свою собственность.

- Это всё понятно, однако попыткам изменить ситуацию уже не один десяток лет, что принципиально нового произошло или произойдёт сейчас, по итогам этого форума?

- Для начала хочу назвать две относительно недавние новеллы законодательства: внесение общественного контроля в ст. 20 ЖК РФ и Федеральный закон об основах общественного контроля в Российской Федерации от 21.07.2014 N 212-ФЗ.

Общественность получила права и наделена обязанностями.

НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ

- Более того, в части регионов уже наработан определенный опыт, как показал Форум, люди уже на пути к желаемому и просчитанному результату, - продолжает Владимир Евгеньевич.

- В частности, в выступлении губернатора Сахалина отмечалось, что общественники региона в диалоге с властями уже решают задачи, касающиеся согласования тарифов на услуги ЖКХ, выделения субсидий для социально уязвимых категорий населения и т.д.

С января 2013 года на Сахалине действует общественный совет при министерстве энергетики и ЖКХ. В муниципальных образованиях региона работают общественно-консультативные советы и ассоциация собственников жилья. Создана автономная некоммерческая организация «Сахалинский центр общественного контроля и просвещения в сфере жилищно-коммунального хозяйства». На базе этой организации планируется реализовать новый проект «Школа грамотного потребителя».

ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПАЛАТАХ

- Свою роль в развитии деятельности этих объединений играет Общественная палата Сахалинской области, продолжает В. Гундорин. - Она ведет большую работу по правовому просвещению сахалинцев и курильчан, решению коммунальных проблем собственников жилья, повышению активности советов многоквартирных домов и так далее. И это важно, это как раз и есть шаги к тому, чтоб в корне изменить ситуацию в ЖКХ.

- А как у нас?

- У нас пока всё в стадии намерений.

- Но форум прошел, с опытом вы ознакомились, как-то реализуете его на практике здесь, у нас? Ведь, наверное, в этом основная цель поездки?

- Сейчас Народный фронт, магаданский «Центр общественного контроля в сфере ЖКХ», ещё ряд организаций рассматривают предложения, в частности, в областную Общественную палату, о том, чтобы проработать вопросы общественного контроля в сфере ЖКХ и принять меры по формированию программы развития жилищно-коммунального хозяйства Магаданской области, включающую в себя порядок осуществления общественного мониторинга, общественной проверки и общественной экспертизы.

Это всё положения ст. 20 ЖК РФ и федерального закона об общественном контроле, о которых мы уже упоминали.

О ФОРМАХ И МЕТОДАХ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

- О каких конкретно формах, методах идёт речь?

- Они установлены всё тем же ФЗ-212. Это общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза. Причем перечень - не закрытый, и может осуществляться в иных формах, не противоречащих настоящему Федеральному закону, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие.

- Всё это очень хорошо, но имеет отношение больше к процессу. А граждан интересует результат. Мы все ждём его слишком долго, и терпение уже на исходе. А когда процесс максимально приближается к реализации, неизбежно встает вопрос денег. И, собственно, всё на этом, потому что денег, как известно, нет. И что делать дальше – непонятно. Так вот стало ли сейчас понятнее, был ли Форум полезен с этой точки зрения?

- Как площадка обсуждения, ознакомления с опытом – безусловно. Потому что в соответствии с законодательством общественные организации теперь имеют право выступать с инициативами, и если они будут одобрены общественными палатами, то исполнительная власть обязана их выполнять и выделять на них финансирование.

- Что ж, тогда роль Общественных палат возрастает в разы.

- Так Президентом страны, инициатором их создания, и задумывалось.

О КАПРЕМОНТАХ

- Как видно из программы, обсуждение проблем реформирования и модернизации жилищно-коммунальной отрасли – только один из вопросов повестки Форума. А что говорилось, в частности, по поводу реализации региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов?

- В этом контексте мне показалось важным обсуждение создания общей базы данных собственников и возможности отслеживания актуальной информации в режиме реального времени через интернет. Это позволит наладить диалог с собственниками МКД и ликвидировать информационную блокаду между жильцами и региональными операторами.

Интерес аудитории вызвало выступление начальника Управления по связям с общественностью государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Колесникова.

Он рассказывал о развитии в субъектах Российской Федерации региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов, и, говоря о важности общественного контроля в сфере ЖКХ, подчеркнул, что плотное взаимодействие между общественностью и органами власти позволяет вовремя выявить и устранить недочеты, в том числе при реализации программ по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Как мы знаем, это одна из самых актуальных проблем нашей территории.

О РЕЗОЛЮЦИЯХ

- Проблеме капремонтов посвящена первая из двух резолюций Форума, - продолжает В. Гундорин. - В ней говорится, что необходимо создавать институт ответственных собственников жилья, осознающих не только свои права, но и обязанности, которые накладывает на них владение собственностью. А для этого нужно проводить работу по своевременному информированию и жилищному просвещению граждан. Планируется проводить многочисленные круглые столы, информационно-просветительские мероприятия и осуществлять постоянный мониторинг качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Вторая резолюция относится к контрольно-надзорной деятельности. В ней отмечается, что основной проблемой по-прежнему остается низкое качество услуг управляющих организаций, отсутствие полноценного контроля их деятельности со стороны собственников помещений многоквартирного дома.

В связи с этим, планируется создать рабочую группу по реализации федерального проекта «Школа грамотного потребителя», предусмотреть ее финансирование и пути реализации. А министерству строительства рекомендуется «ускорить принятие подзаконных актов в сфере государственного регулирования деятельности по управлению многоквартирными домами».

Ольга Линчевская.
Внимание! Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Вопрос недели

В региональное отделение ОНФ поступают звонки магаданцев о том, что в их платежках от управляющих организаций появился ещё один получатель средств: ООО «Расчетно-кассовый центр».

Эксперты ОНФ предупреждают жителей, что одностороннее изменение условий оплаты со стороны УО «РЭУ 3» и ООО «Любимый город наш», любых иных УО противоречит законодательству.
Кроме того, на сегодня нет достоверных подтверждений того, что ООО «РКЦ» прошёл установленную законом процедуру регистрации.
Свои рекомендации жителям о том, что делать в этой ситуации, эксперты регионального отделения направят в СМИ в ближайшее время.