Уравниловка под откос


УРАВНИЛОВКА ПОД ОТКОС
или законно ли повышение платы за жилищные услуги по Постановлению мэрии?

С 1 марта плата за жилищные услуги в Магадане выросла на 25 процентов. Произошло это по Постановлению мэрии от № 553 от 13.02.2014, которое, такова сложившаяся в Магадане убыточная для города и горожан практика, распространило своё действие на подавляющее большинство домов.

Насколько это законно, кому выгодно это повышение, возможно ли избавить свой дом и себя от непомерных аппетитов? Как это сделать быстрее всего? Какая сумма гарантирует нормальное содержание дома? И на что всё-таки идут миллионы и миллионы рублей, получаемые с горожан в качестве платы за не оказанные услуги и невыполненные работы?

После того, как каждый найдет для себя ответы на эти вопросы, появляется реальная возможность обеспечить отвечающее всем требованиям содержание дома за адекватную плату. И установить её, например, одновременно с выбором способа управления деньгами на капремонт, который предстоит сделать со дня на день.

Деньги «молчунов», которые не примут решение на общем собрании, уйдут в так называемый «общий котел». При этом многие эксперты, в том числе депутат Госдумы, председатель комитета по жилищной политике и ЖКХ Г. Хованская, называют это «идеальной коррупционной схемой.

ЗАЧЕМ ХОЗЯЕВАМ ЖИТЬ ПО ПРАВИЛАМ ДОМРАБОТНИЦЫ?

В контексте установления размера платы за жилищные услуги надо иметь ввиду, что устанавливает его собственник, это требование прописано в жилищном законодательстве.

Ссылки мэрии на то, что собственники не установили размер платы, и потому мэрия на основании ЖК РФ принимает такое решение, противоречат действующему законодательству, где чётко прописан следующий алгоритм.

Полную ответственность перед собственниками и всеми прочими за состояние дома, его содержание и ремонты несёт управляющая компания (УК) – та, что по любым основаниям или вообще без них рассылает платежки по вашему дому. В данном случае важен только факт рассылки, это является основанием привлечения к ответственности.

Свою деятельность УК, в соответствии с действующим законодательством, может осуществлять только по заданию собственника за установленную плату. Собственник формирует задание и принимает решение об оплате, исходя из состояния дома, требуемых работ и их стоимости. Решение собственник принимает с учетом предложений УК. А УК формирует их на основании осмотров домов с целью установления требуемого перечня и объема работ.

Итак, посмотрели, посчитали, предложили. Собственник, не менее чем двумя третями голосов по определенному перечню затрат, сказал, что именно делать в определенный период, и сколько он согласен за это заплатить, но так, чтобы плата была реальной, обеспечивающей выполнение установленного федерального минимума, и УК начала работать, отчитываясь за каждый рубль.

Если собственник не дал задание и не назначил размер платы, то на каком основании вообще действует УК? Почему начисления с повышением уже пошли по Постановлению мэрии? Потому что собственники не установили эту плату, говорит в своем постановлении мэрия. А как они её должны были установить, на каком основании? На основании предложения УК, читаем Жилищный кодекс, других вариантов закон не предусматривает.

Зато предусматривает обязанности и ответственность мэрии.

ПРОБЛЕМА В ТОМ, ЧТО НИ УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ, НИ МЭРИЯ МАГАДАНА НЕ ИМЕЮТ СВЯЗИ С СОБСТВЕННИКАМИ

Если эти предложения собственнику не сделаны, то отвечает за это УК на основании п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ и мэрия - на основании ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 416, др. актов законодательства. И прыгать через голову собственников, принимая за него решения, мэрия не может. Она обязана, это п. 2 ст. 161.1 ЖК РФ, провести общие собрания собственников, в частности, по избранию Совета дома, и взаимодействовать с собственниками хотя бы через Советы. Особенно по таким социально значимым и касающимся буквально каждого вопросам, как ремонты, содержание дома и размер платы за жилищные услуги. Потому что всё это, согласно ЖК РФ, компетенция в первую очередь собственников, входит в перечень решений, принимаемых на их общем собрании.

Провести собрания по избранию Совета каждого отдельного дома мэрия обязана была ещё в 2012 году. Но не провела, нарушив таким образом федеральное законодательство.

В итоге нарушений федерального законодательства связи с собственниками не имеют ни УК, ни мэрия как орган местного самоуправления. Мэрия к этому взаимодействию и не привыкала, даже общественные слушания проводятся при условиях, когда большая часть зала занята сотрудниками мэрии, и подчиненные голосовали под неусыпным оком своих начальников. Так было, например, когда нужно было решением общественных слушаний утвердить отмену выборов мэра.

А в результате сценарий развивается по худшему из вариантов.

СРЕДНЯЯ ТЕМПЕРАТУРА ПО БОЛЬНИЦЕ

Итак, требования ЖК РФ мэрия не выполнила. А в продолжение нарушений закона она вдруг устанавливает размер платы за жилищные услуги, причём один для тысячи, или около того, домов Магадана, вне зависимости от года ввода в эксплуатацию, технического состояния и прочих характеристик, без которых невозможно определить, какие работы надо проводить и в какую сумму они на самом деле будут обходиться по году и в месяц.

Между тем такое решение мэрии не только противоречит закону, значительно и безосновательно завышает требуемую сумму платежа, который в связи с выделением платы за капремонты должна, наоборот, снизиться, считают многие эксперты-аналитики, но и может повлечь за собой лишние траты из бюджета в связи с необходимостью оказания социальной помощи населению в связи с повышением платы за жилищные услуги больше, чем на уровень инфляции и больше, чем реальный рост доходов населения.

Но обо всём - по порядку.

ЖИЛИЩНЫЕ УСЛУГИ: ЗА ЧТО, СКОЛЬКО И ПОЧЕМУ ПЛАТИМ?

Когда люди на самом деле хотят друг друга понять, логичнее всего начать с определения понятий. С этого начинаются и законы: в первых строках оговаривается, что именно имеется ввиду под тем или иным понятием. Не всегда эти попытки удаются, но они есть. В частности, определенные неточности заложены и в ЖК РФ. Например, в использовании понятия «плата за жилое помещение». По сути, по значению слов, это может быть только плата за найм или аренду жилья, а не шире.

Постоянная путаница происходит и с понятием жилищных услуг (ЖУ), в том числе в судах. В одну кучу, часто намеренно, смешивается плата за коммунальные услуги и ресурсы, за найм жилья и собственно за жилищные услуги.

На самом деле всё предельно просто: получение тепло- и электро- энергии, горячего и холодного водоснабжения происходит в результате предоставления коммунальных услуг по поставке ресурса: воды, электричества, тепла. Коммунальной услугой является и водоотведение.

За найм платит тот, кто живет в неприватизированном жилье. Собственники платят налог на недвижимость. Под арендой чаще всего понимается плата, которую берут хозяева с квартирантов.

А жилищные услуги, цена на которые совершенно безосновательно, на мой взгляд, по Постановлению мэрии Магадана взлетела на 25% – это сплошь и рядом не выполняемые содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах (МКД), а также услуги по управлению домом.

В последние входит в том числе организация содержания и обслуживания: систематические осмотры домов и составление актов осмотров, разработка предложений по обслуживанию и ремонтам на их основе, получение задания собственника на перечень и объем ремонтов с учетом предложений управляющих организаций, заключение договоров, отслеживание результатов работ и услуг, начисление платы за реально выполненные объемы и перерасчетов – за невыполненные, и т.д.

Полный перечень прописан в порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и правилах осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Пост. Правительства РФ от 15.05.2013 N 416.

ТРЕТИЙ СОН ВЕРЫ ПАВЛОВНЫ?

Для повышения цены, да еще такого буквально космического взлёта в 25 процентов, нужны основания. Есть ли они в данном случае?

Проследим магаданскую практику и практику других регионов.

В Магадане, как выяснилось в результате подготовки публикаций по обращениям читателей, руководители управляющих организаций, в том числе УК и ТСЖ, в том числе при участии главного жилищного инспектора области, говорили, что денег при существующих тарифах достаточно на содержание домов. Это изложено в публикациях в том числе их прямой речью.

Причем речь шла не о новостройках, которых в Магадане очень мало, возможно, в размере экономической погрешности, а об участках обслуживания, куда входит большинство типичных для Магадана домов разных лет постройки. Денег не хватает не потому что тариф в 12 или 17 руб. за кв. метр мал, а потому что не все, утверждают УО, оплачивают выполненные работы. Утверждение про «выполненные» оставим на их совести, с моей точки зрения, если выполнены, ничто не мешает получить, вплоть до того, что отсудить за них деньги.

Проблема утопающего в грязи города и разрушающихся домов, на мой взгляд, прямо в обратном: в настоящее время в Магадане в нарушение всех процессуальных норм и закона вообще идут решения в пользу УО без подтверждения работ и услуг, и это становится уже просто опасным для жилого фонда и жителей.

Город поэтому запущен и загажен, дошло до того, что депутаты областной Думы через СМИ обращаются в мэрию. Президент России по итогам визита не в область, а в столицу Колымы призывает «привести Магадан в порядок», этот напряженный момент совещания на всю страну транслировал канал «Россия 24».

Возможные причины и способы изменить ситуацию – это другая тема, сейчас попробуем выяснить, нужно ли всё-таки повышение размера платы за жилищные услуги, и если да, то почему и насколько?

ПОЧЕМУ И НА СКОЛЬКО?

В течение какого времени можно обойтись без повышения, если можно, и на сколько нужно повысить плату, если это нужно, можно выяснить только на основании определения потребности каждого, без исключения, конкретного дома. На основании обследования состояния конструктивов, инженерных сетей и коммуникаций, придомовой территории со всеми входящими в неё элементами, в том числе благоустройства. Никакого другого пути нет, всё остальное – это средняя температура по больнице, и улучшения дошедшей до края ситуации она не может дать по определению.

Осмотры, посмотрим еще раз ЖК РФ, обязаны провести управляющие организации и представить их результаты вместе со своими предложениями собственникам. Контролирует это мэрия. Это все положения федерального законодательства, за исполнением которого надзирают органы прокуратуры, в число контролирующих в входит Государственная жилищная инспекция и Роспотребнадзор.

Ещё одна важная составляющая – гарантия вложения всех перечисленных жителями дома денег в дом, жесткий контроль расходования средств и безусловное исполнение УО требований «Стандарта раскрытия информации…», неисполнение которого по закону карается от штрафа в 350 тыс. руб. до дисквалификации.

А раз этого нет, не может быть и порядка.

И не похоже, что ситуация может переломиться. Один из замов одного из мэров нашего крохотного городка на пятничной планерке с представителями всех городских служб, в т.ч. УО, заявляет: жители должны понимать, что прежде чем что-то требовать, надо заплатить.

Он на самом деле не знает прописанного в законе порядка, или намеренно дает неверные установки, неизвестно, но установки, которые и являются целью подобных совещаний, вполне возможно, воспринимаются как руководство к действию.

Губернатор на Совете территории в присутствии прокурора области высказывает мнение, что, чтобы привести территорию в порядок и обеспечить всем необходимым, надо бы поработать с работниками бюджетной сферы, получающими зарплату на пластиковые карточки, чтобы они сразу, через бухгалтерию, отчисляли деньги за коммунальные и жилищные услуги. А потом, если что, требовали перерасчетов.

Но в законе черным по белому написано совершенно иное. Собственник несёт бремя расходов на свою долю собственности, это ст. 39 ЖК РФ, структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату не «на», а «за» содержание и ремонт, услуги и работы по управлению МКД, это ст. 154 ЖК РФ. Возмещение расходов за что-то и авансы на что-то – это принципиально разные вещи.

Более того, ЖК предельно четко называет сторону, обязанную производить перерасчеты – это УО. Они, указывает п. 10 ст. 156 ЖК РФ, обязаны произвести перерасчет за невыполненный или несоответствующие стандартам качества работы и услуги. А собственник вправе обратиться за такими перерасчетами. А вправе и не обратиться, УО все равно обязаны их произвести.

То, что закон не исполняется – одна из основных проблем Магадана, и увеличение размера платы без обеспечения выполнения закона ситуацию только усугубит.

ОПЫТ РЕГИОНОВ

Один из субъектов, где в последнее время произошло повышение размера платы за жилищные услуги – это Хакасия. Для примера беру именно его, во-первых, потому что это одно из последних повышений, примерно в тот же срок, что и в Магадане. Во-вторых, установлен размер платы, если верить данным официальных сайтов субъекта, именно собственниками; в-третьих – приведен достаточно подробный анализ, сделанный Госжилинспекцией и, что немаловажно, проанализировано соотношение повышения размера платы за ЖУ с ростом заработной платы.

Весь этот комплексный межведомственный анализ проведен субъектом в связи с увеличением платы в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, на 3,54% - в домах с лифтами и мусоропроводами, на 2,72% - без таковых, а в среднем он составил 14,07 рублей.

По официальным данным статорганов, реальный размер средней заработной платы, рассчитанный с учетом индекса потребительских цен, составил 117,2%. Всего за последние 4 года зарплата выросла на 70 процентов. Средняя зарплата в Хакасии около 30 тыс. руб., врача – 42 тыс. руб., удостоверилась в ходе недавней командировки замминистра здравоохранения России Татьяна Яковлева.

Все это, напомню, обсчитывается субъектом из-за повышения на 3,54 процента. Одна из причин обсчетов – необходимость бюджетных затрат на социальную помощь в случае, если рост тарифов превышает годовую инфляцию, то есть около 6 процентов. Власти опасаются, что им за это придется отвечать. Видимо, практика работы надзорных и контролирующих органов, реакции населения внушает такие опасения.

И рублём, не фигурально, а буквально, отвечать тоже, в том числе в результате увеличения малоимущих.

Для сравнения: у нас плата неизвестно почему выросла не на 3,54%, а на 25%, и составила в обычных 5-этажках без лифта 21,49 рубля. В обход собственников, без всяких обоснований по тому или иному МКД.

И – тишина, как будто так и надо.

ИЗ БЮДЖЕТА, ТО ЕСТЬ ЗА СЧЁТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Вернемся к «наказанию рублём». Субъекты так тщательно анализируют суммы и причины роста тарифов не только из человеколюбия и подготовки к очередным выборам, но и потому, в частности, что задирать цены выше 6 или около того инфляционных процентов невыгодно: если рост тарифов превышает рост доходов, то автоматически увеличивается количество граждан, которые будут получать помощь из бюджета на то, чтобы компенсировать им рост тарифов. Поэтому ограничение роста платежей, сдерживание УК, как это ни странно, может быть на руку регионам.

"Они в этой схеме подняли тариф, и в бюджете надо заложить денег на льготы и субсидии", - объясняет председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская в недавнем интервью «Российской газете». - Если же рост ограничен, да еще приходится на более обеспеченное в бюджетном смысле второе полугодие, то местным властям от этого только легче». Конец цитаты.

У нас это почему-то не работает. Возможно, потому что деньги, которые всеми способами «отжимаются» у граждан, не идут на дома, это видно невооруженным глазом по их состоянию и по тому, как завален грязью город.

В частности, по моему дому на его нужды по части позиций не тратится и трети от того, что мэрия неизвестно на каком основании из раза в раз обязывает граждан платить.

А куда деваются деньги и кому выгодны эти повышения? Это мэрия просто так настолько печется об УК – коммерческих организациях?

Нас убеждают в этом. В частности, говорят о том, что иначе никто работать не будет. А сейчас – работают? Где в таком случае результат этого труда в виде ухоженных домов и придомовых территорий?

В моем дворе часть территории не убирается месяцами, по полгода и больше. Уборка подъезда проводится не 8 раз в месяц, а 2-3, и состоит из собирания крупного мусора, никакого подметания и, тем более, влажных уборок. Не было ни одного акта осмотра и ни одного предложения о ремонтах. И ни одного перерасчета за всё время, которое ООО «Любимый город наш» по неизвестным причинам рассылает платежки. Не первый год ООО злостно не исполняет требований «Стандарта раскрытия информации…», не проведено ни одного годового отчета, как это установлено требованиями ЖК РФ. Перечень можно продолжать.

Об этих фактах не один раз извещена мэрия, обязанная по обращению собственников в 5-дневный срок провести внеплановую проверку деятельности управляющей организации и, если выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора, не позднее чем через 15 дней со дня соответствующего обращения, созвать собрание собственников для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой, или об изменении способа управления домом.

Это требование п. 1.1 ст. 165 ЖК РФ.

Прокуратура и жилищная инспекция занимается проблемой без малого год, результата на сегодня нет.

С учетом того, что ООО, в какой-то момент раздвоившееся на «Любимый город» и «Любимый город наш» с одним и тем же «генеральным директором», охватили рассылкой платежек жилой фонд больше 110 домов города, ситуация не единичная. Да и по другим подобным структурам, рассылающим и в качестве управляющих организаций, подобных жалоб магаданцев множество и множество.
А мэрия между делом увеличивает размер платы за жилищные услуги.

Так на что всё-таки в таком случае пойдут деньги?

СОТНИ МИЛЛИОНОВ – СВЕРХУ

По оценке экспертов, жилой фонд города составляет около 1 150 многоквартирных жилых домов или порядка 2 миллионов 480 тысяч квадратных метров.

Если посчитать разницу в деньгах, которая получится от увеличения размера платы за жилищные услуги в связи с вступающим в противоречие с законом Постановлением мэрии, то она получится очень существенной. Сверх сегодняшних сумм это будет, умножаем 4,1 руб., - это разница в месяц между предыдущим и только что установленным размером платы, - на 12 месяцев и на количество квадратных метров в городе, потому как почти никто из собственников предложений от УК не получил и, таким образом, оснований для установления размера платы не имел.

Получаем сумму порядка 120 миллионов. Это деньги, которые жители города должны, по совершенно необоснованному и ничем не подтвержденному мнению мэрии, заплатить сверх сегодняшних платежей. При этом, как можно понять из текста Постановления мэрии № 553 от 13.02.2014, мэрия признает, что оснований для установления той или иной платы нет, раз не проведено никаких осмотров домов, а для УК расписан целый комплекс мероприятий, которые должны быть проведены давным-давно, а не к 1 июля 2014.

Нас пытаются убедить, что без этого повышения в ЖКХ работать никто не будет. Это не так, попробуйте кого-нибудь уволить – по судам затаскают. Ни для кого не секрет, что держатся за свои места мёртвой хваткой, и, к сожалению, не за работу, а за дармовые деньги, причем большие. Ведь от повышения платы граждан рядовые работники УК, скорее всего, не выиграют ничего. Да и как им выиграть, ведь если нет ни уборки, ни ремонтов, ни прочих работ и услуг, то и рядовых работников, их выполняющих, нет. Жители за не проведенные ремонты, в частности, платят, многие, а УК что, действительно нанимают работников и платят им зарплату просто так, когда работ нет и сами они и не собираются ничего ремонтировать? Или перерасчёты столь же массовые, как неисполнение работ и услуг?

А что касается оплаты именно труда, то есть работы как таковой и её результата, необходимости выравнивания зарплат для обычных работников, в том числе в сравнении с производственными отраслями, то это делается только на основании расчетов, нормативных документов, в частности, ЕНиРов – «Единых норм и расценок», так называемых фотографий рабочих процессов и других официальных методик расчета. А для расчетов, в свою очередь, нужно знать, какие объемы на какой период планируются, то есть знать, что из себя представляет тот или иной дом и каких расходных материалов, трудозатрат требует.

С потолка ничего не берется, как это пытаются сделать у нас.

А если берётся, значит, это кому-то нужно.

Кому и зачем? На что пойдут эти деньги?

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

Спрос диктует предложение, и интернет давно уже изобилует сервисами, способными рассчитать реальные затраты по любому дому. Разработаны они специалистами в области ЖКХ, в том числе достаточно серьезными структурами. Возможно, не стоит принимать их как истину в последней инстанции, но вполне возможно использовать для того, чтобы, просчитав по нескольким калькуляторам разных авторов, составить четкое представление о том, сколько же денег нужно вашему конкретному дому. Тем более что утверждения о том, что мы платим лишь часть из реальных потребностей в сфере ЖКХ, всё чаще опровергаются, в том числе - хорошо осведомленными специалистами.

ГЛАВА ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ: «ТАРИФЫ ЖКХ – БОЛЬШОЙ ОБМАН. МЫ ДАВНО ПЛАТИМ БОЛЬШЕ 100 ПРОЦЕТОВ»

Это заявил 31 января этого года в интервью «Комсомолке» глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Текст интервью размещен в том числе на официальном сайте магаданского управления.

Речь шла о ежегодно повышающихся тарифах, которые якобы нельзя не повышать, чтобы исполнители получили затраченное без доплат со стороны бюджета.

- Это ужасная демагогия и большой обман. С учетом воровства в этой сфере мы с вами платим уже не сто, а гораздо больше процентов, - сказал И. Артемьев.

Речь в интервью шла не о жилищных услугах, а о коммунальных, но и в контексте нашей статьи будет небезынтересно мнение главы ФАС о порядке ценообразования:

- «Есть метод определения справедливой цены, мы его сейчас используем, например, для рынка лекарств. Представьте, есть лекарственный препарат, не имеющий аналогов. Как нам определить, по какой цене нам его предлагают, заниженной или завышенной? Мы смотрим, по каким ценам эта компания продает это лекарство в другие страны, и на них ориентируемся.

- Но с тарифами сложнее, в разных странах разные условия, налоги, климат, себестоимость этих самых услуг…

- Я вас умоляю. Существуют несложные методики, которые позволяют сопоставить все цены с учетом разницы условий. Это нетрудные задачи для Министерства экономики и аналитического центра при правительстве. Мы знаем примерно 300 маркетинговых сайтов, которые обобщают цены в разных странах мира. Если такую работу провести с ЖКХ, то мы поймем, где мы - на Луне или на Сатурне, сколько мы платим за ЖКХ по сравнению с другими странами». Конец цитаты.

То же самое касается и ценообразования на жилищные услуги. Все, что честно – просто, а если начинают наворачиваться какие-то сложности, в которых якобы может разобраться только высший разум, значит, дело нечисто, и исполнителя надо просто поменять.

Елена ВОДОЛАЖСКАЯ-КОЛЕСНИКОВА.
Внимание! Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Вопрос недели

В региональное отделение ОНФ поступают звонки магаданцев о том, что в их платежках от управляющих организаций появился ещё один получатель средств: ООО «Расчетно-кассовый центр».

Эксперты ОНФ предупреждают жителей, что одностороннее изменение условий оплаты со стороны УО «РЭУ 3» и ООО «Любимый город наш», любых иных УО противоречит законодательству.
Кроме того, на сегодня нет достоверных подтверждений того, что ООО «РКЦ» прошёл установленную законом процедуру регистрации.
Свои рекомендации жителям о том, что делать в этой ситуации, эксперты регионального отделения направят в СМИ в ближайшее время.