ПРИБОРЫ УЧЕТА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ: УСТАНОВИТЬ НЕЛЬЗЯ ТЯНУТЬ Где поставить запятую?


ПРИБОРЫ УЧЕТА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ: УСТАНОВИТЬ НЕЛЬЗЯ ТЯНУТЬ
Где поставить запятую?


Небывалый скачок цен на «коммуналку» в том числе в связи с введением платы за общедомовые нужды (ОДН) или, еще один часто встречающийся термин, общедомовое использование (ОДИ) принудил власти к изменению нормативной базы, Постановлением Правительства РФ (ПП РФ-344) внесены изменения в ранее действующие акты Правительства по вопросам предоставления коммунальных услуг.

Изменения вступили в силу.

В чем они состоят и как могут помочь в стабилизации ситуации, на что собственникам и нанимателям жилья следует обратить особое внимание?

Об этом мы говорили с независимым экспертом в сфере ЖКХ, аккредитованном Минюстом РФ и уполномоченным на проведение экспертиз на коррупциогенность Н. А. Новохатько.

ЧТО В ПОЗИТИВЕ?

- Изменения действительно носят принципиальный характер, - говорит Нина Антониновна. – Важно знать, что размер платы по ОДН теперь ограничиваются соответствующими нормативами, они должны быть установлены на уровне региона до 1 июня. Все, что свыше, оплачивает не потребитель, а исполнитель услуг.

Это очень важный момент, теперь при адекватном нормативе станет сложно переложить на жителей все свои недоработки по модернизации, ремонту и обслуживанию коммуникаций, прочую бесхозяйственность.

Далее, исключена обязанность потребителя ежемесячно предоставлять показания индивидуальных приборов учета (ПУ), хотя такое право осталось, и это, наверное, действительно более удобно и потребителю, и исполнителю, чем от сверки до сверки.

Сама сверка теперь проводится не чаще, чем раз в полгода (раньше – 3 месяца), и на этом основании делается перерасчет.

Кроме того, отопление теперь исключено из числа коммунальных услуг, плата за которые вносится отдельно за потребление в помещении и на общие нужды. Сейчас разделения на эти две составляющие нет.

Исключена обязанность потребителей оплачивать водоотведение на общие нужды. А для исполнителя оно осталось, теперь одним придется как-то изворачиваться, а другим следить за тем, чтобы обязанность за счет тех или иных схем не вернулась к нему обратно.

Ну и одно из основных – это график введения повышающих коэффициентов для тех, кто не имеет общедомового и индивидуального прибора учета.

С 1 января 2015 и по 31 июля это 1,1, далее до конца года – 1,2; первое полугодие 2016 – 1,4, второе – 1,5; с 1 января 2017 – 1,6.

В ЧЬЕЙ МЫШЕЛОВКЕ ОКАЖЕТСЯ БЕСПЛАТНЫЙ СЫР?

- Это может стать серьезной проблемой, в том числе для нашей области, лишних денег у населения нет, одними указами эту проблему вряд ли удастся решить. Может быть, и хорошо, что, несмотря на всем понятные предыстории и их последствия, так или иначе часть домов Магадана оснащена счетчиками, как утверждается, за счет бюджета города.

- Хорошо бы, если бы было так. Но индивидуальные приборы учета горячей и холодной воды в муниципальных квартирах согласно постановлению мэрии г. Магадана № 4116 от 21.12.2010 года должны были быть установлены в срок с 2011 по 2012 годы. График с указанием конкретных квартир в качестве приложения к постановлению был опубликован, в частности, в официальном печатном органе мэрии газете «Вечерний Магадан» за 23 декабря 2010 года.
Но выполнены установки не были. И это – нарушение Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, предписывающей обязательность «оприборивания» жилья, то есть достаточно серьезное дело, чреватое определенными неприятностями. А в качестве причин нарушения называется нехватка средств.

Так откуда же они взялись на установку дорогостоящих приборов учета общедомовых нужд, которые должны устанавливать собственники на свои деньги?

Не заложены средства на такие подарки, нет их нигде по России, даже в регионах – донорах и в городах с очень сильными социальными программами поддержки населения.

ЛОГИКА ОДН И «ОПРИБОРОВАНИЯ»

- Ведь в чем состоит замысел руководства страны? – продолжает Нина Антониновна. - В том, что коммунальные ресурсы, используемые для жизнеобеспечения жилого фонда, надо экономить, без этого нельзя. И государство на уровне федерального законодательства прописало схему курса на энергосбережение и повышение энергоэффективности. В первую очередь это оснащение многоквартирных домов приборами учета (ПУ) и переход к оплате за коммунальные услуги по их показаниям.

А затраты на установку приборов, обратите внимание, возложило ни на бюджеты всех уровней, ни на ресурсоснабжающие организации, а на собственников помещений. Чтобы не принуждать их напрямую, была узаконена коллективная ответственность за всех обитателей МКД. Расчет был на то, что эта мера заставит собственников всерьез заняться наведением порядка, в том числе экономией ресурсов и повышением энергоэффективности домов.

То есть никаких неожиданных «подарков» тут пока не предвидится, курс только экономию за счет средств собственников.

Мы в свою очередь уже давно поняли, что бесплатно не бывает ничего, за все обязательно кто-то платит, и вопрос в данном случае в том, кто, за что именно и сколько.

ПОДАРКИ НЕ ОТДАРКИ?

- Тем не менее по всем местным СМИ не раз звучали официальные заявления, что не оправданно, по мнению компетентных органов, дорогостоящие приборы в домах Магадана установлены исключительно за счет муниципального бюджета. Хочется верить, что так и есть, и все-таки не могу не спросить. Возможна ли в рамках действующего законодательства ситуация, когда собственников не спросили о том, будут ли они именно сейчас устанавливать вот эти вот приборы по таким вот ценам, приобрели и смонтировали их без их без ведома и согласия, а деньги потом имеют право потребовать по каким-либо основаниям?

- Я уже неоднократно отвечала на этот вопрос в разных аудиториях, и повторю: договоры на приобретение приборов учета без согласования с собственниками – незаконны. Никаких двух мнений по этому поводу быть не может, всё предельно чётко регламентировано Жилищным кодексом.

- Однако прецеденты по стране есть. Как не попасть в подобную ситуацию?

- Собственникам стоит обратить внимание на перечень и стоимость работ по дому, и их изменения, главным образом – цены, а всем нам - контролировать рост тарифов, предел которого сейчас установлен на федеральном уровне. Потому что попытки вернуть затраченное, получив деньги с собственников, чаще всего предпринимаются в первую очередь по этим схемам.

Еще одна – это когда управляющая организация за теплоснабжение и воду платит поставщику по показаниям приборов учета, а с жильцов деньги берет по нормативам, как если бы никакого прибора не было. Разница может получиться существенной, даже на «материке» набегает по нескольку десятков миллионов в год.

- С каждого дома?

- Нет, конечно, ведь управляющая организация, как правило, стремится расширить свой фонд, вспомните, у нас даже ТСЖ при использовании административного ресурса на пустом месте вырастали непременно «квартальные», потому что чем больше домов, тем, понятно, больше денег.

И идут они при использовании такой схемы частью на погашение суммы, затраченной инвестором на приобретение и установку прибора, но без фактической передачи оплаченного имущества собственникам помещений.

- Сколько всего домов в Магадане оснащены общедомовыми приборами учета горячей и холодной воды, какую часть они составляют от общего количества?

- В городе порядка 1180 многоквартирных дома. Звучали сведения о том, что на сегодня бесплатно, как говорилось, оснащены приборами около 41-42 процентов из них.

О МИНИМАЛЬНОМ ПЕРЕЧНЕ УСЛУГ

- Отсутствие-наличие общедомового прибора еще как-то можно отследить, а как проверить цены на услуги? Ведь большинство собственников никаких решений по этому поводу не принимало, оплата начисляется по тарифу, и как выяснить, за что именно сколько?

- Сейчас все намного проще, чем было ещё недавно. Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД и порядок их оказания утвержден Постановлением Правительства РФ № 290 от 3 апреля 2013 года.

Это довольно объемный документ, где перечислены услуги и работы по содержанию конструкций, фасадов, кровель, коммуникаций, уборка, ремонты и все прочее, причем максимально подробно.

Поэтому если собственники не определил своим решением ничего другого, в сумму сегодняшней цены автоматически включается весь «Перечень…», как это и должно было быть всегда, но управляющие организации сплошь и рядом при той же выставляемой сумме год от года планомерно «секвестировали» свои обязанности.

При рост самого тарифа пока на федеральном уровне ограничивается.

КТО ТЫ, НОВЫЙ ОДН?

- Давайте все-таки попытаемся разобраться с тем, что входит в ОДН и, исходя из этого, какую сумму можно считать адекватной, а когда пора привлекать надзорные и контролирующие органы.

- Расходы на общедомовое использование (ОДИ) действительно включает в себя реальное потребление ресурсов: электроосвещение подъездов, энергию, потребляемую на работу лифтов, мытье подъездов, если оно есть, поливку полисадников и так далее.

Но у нас в подъездах никогда не делается влажной уборки, она была официально отменна в городе еще в 2008 году, и в стоимость сейчас не входит. И огороды, полисадники по окнами, требующие поливки, не распространены. Или люди знают о их наличии и видят, что их действительно поливают.

Суть в том, что если есть услуга, потребление ресурса, то обязана быть и оплата. И прибор хорош тем, что все это измеряет, если, конечно, работает исправно.

Но у нас зачастую в счет ОДИ списываются все технологические потери, протечки, неудовлетворительное, а то и аварийное состояние коммуникаций, да еще и будущие повышения себестоимости, причем с запасом. Поэтому люди и получают заоблачные счета.

Есть и откровенно бессовестные попытки получить незаработанное. Например, взимаются деньги за отопление чердаков, подвалов, где этого самого отопления и близко нет. Или за отопление подъездов берут по полной, хотя норматив, а это не менее 16 градусов тепла, не соблюдаются. Но перерасчетов никто не делает в добровольном порядке, я о таком не слышала.

- Ну а как можно «догнать» до этих 16, если на 5 этажей только одна батарея? Это же не реально. Тут, наверное, возможен, только перерасчет, причем не задним числом, а раз и навсегда, по техпаспорту дома, например.
- В соответствии с российским законодательством при эксплуатации системы центрального отопления жилых домов должна обеспечиваться оптимальная, то есть не ниже допустимой, температура воздуха в отапливаемых помещениях.

Если в отдельных помещениях температурный режим нарушается, исполнитель обязан наладить систему отопления, установить дополнительные отопительные приборы. Или сделать перерасчет, если услуга не выполнена в полном объеме и должного качества.

Этот путь прописан в нормативных документах, в частности, в СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий», регламентирующий горячее и холодное водоснабжение и актуальный на сегодняшний день, ГОСТ Р 52617-2000, «Правилах предоставления коммунальных услуг», др. документы.

ЕСЛИ ИЗ ГОРЯЧЕГО КРАНА ТЕЧЁТ ВОДА ХОЛОДНАЯ, КАК В КОЛЫМСКИХ РЕКАХ

- В последние месяцы я, как и мои соседи по подъезду, столкнулась с тем, что из горячего крана льется вода настолько холодная, что ее не терпят руки. Чтобы «добыть» горячую, сливать иногда, особенно в середине дня, пришлось бы буквально часами. Мы провели эксперимент, чтобы замерить «холостой» объем, набрали и спустили 5 стандартных ванн. Вода по-прежнему обжигала холодом. Потом просто бросили эту затею, стало жалко воды, утекающей просто так, в никуда.

У меня в связи с этим вопрос. При чем здесь счетчики? Как они могут способствовать экономии, если люди платят за горячую воду, а получают за эти деньги холодную?

- Надо запомнить: если вода ниже 40 градусов, она оплачивается как холодная.

Сейчас и счетчики выпускаются, регистрирующие её как горячую именно с этой отметки.

- Но почему вообще идет холодная вода? Это допустимо?

- Нет, согласно нормативам, исполнитель обязан обеспечить круглогодичное бесперебойное обеспечение горячим водоснабжением, за исключением дней, отводимых на плановые ремонты. При этом температура горячей воды в точке разбора должна составлять не менее 60 С для открытых систем, не менее 50 С для закрытых систем централизованного водоснабжения, не более 70 С для всех систем. То есть для нас – не менее 60.

Отклонение от нормы допускается в ночное время не более 5С, в дневное время (с 6 до 23) - не более 3.

Что касается состава горячей воды, то, согласно тому же документу, отклонение состава и свойств горячей воды от санитарных норм и правил не допускается.

При несоответствии воды Санпину, плата не вносится за каждый день непредоставления коммунальной услуги, или предоставления ее ненадлежащего качества.

Но непредоставление услуги обязательно должно быть оформлено актом с участием потребителя и исполнителя услуги, если к согласию не приходите, то акт может быть составлен представителем жилищной инспекции и представителем общественности (Совет дома, соседи), это регламентируется «Порядком установления факта не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества», раздел VIII «Правил предоставления коммунальных услуг».

Один экземпляр заявления надо оставить себе, как доказательство вашего обращения и основание для перерасчета, начиная с этой даты и до момента устранения нарушения.

СКОЛЬКО НА «УСУШКУ-УТРУСКУ» ПО ОДН?

- Но вернемся к общедомовым приборам. Все-таки определенные «усушки – утруски», технологические потери неизбежны, вряд ли это может быть по-другому даже при самом рачительном хозяйствовании. На что ориентироваться, чтобы быть уверенным: все учтено, но лишнего с вас не берут?

- Статистика показывает, что если в доме оптимизировано потребление услуг и его учет, нет воровства, когда, например, при оплате по нормативу прописан один человек, а живут пятеро, или незаконных подключений к электроэнергии, или прочих нарушений, то разница, так называемый «дисбаланс потребления» составляет около 10 процентов от его общей величины.

- Понятно, что счетчики нужны. Но цены на них – неподъемные. Возможна ли их установка за счет средств капитального ремонта, например? Может быть, обсуждаются ещё какие-либо варианты?

- Установка приборов учета безусловно относится к капремонтам, это ст. 166 ЖК РФ, И «Фонд развития ЖКХ» при софинансировании это учитывает. Это на самом деле выход из положения, абсолютно реальный. Остается только выбрать прибор учета при должном соотношении цены и качества.

Елена ВОДОЛАЖСКАЯ-КОЛЕСНИКОВА.
Внимание! Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Вопрос недели

В региональное отделение ОНФ поступают звонки магаданцев о том, что в их платежках от управляющих организаций появился ещё один получатель средств: ООО «Расчетно-кассовый центр».

Эксперты ОНФ предупреждают жителей, что одностороннее изменение условий оплаты со стороны УО «РЭУ 3» и ООО «Любимый город наш», любых иных УО противоречит законодательству.
Кроме того, на сегодня нет достоверных подтверждений того, что ООО «РКЦ» прошёл установленную законом процедуру регистрации.
Свои рекомендации жителям о том, что делать в этой ситуации, эксперты регионального отделения направят в СМИ в ближайшее время.