Недра тонут в сырых законах


Недра тонут в сырых законах

Проблемы в недропользовании и геологии обсуждаются регулярно. Причем и на уровне президента, и в правительстве, и в территориальных администрациях, и в межведомственных структурах. Но, по мнению участников рынка, основной бедой отрасли остаются нормативные перекосы. Плюс ко всему наличие природных богатств в регионах совсем не означает, что сами регионы получают от этого хоть какую-то пользу. Обо всем этом — в комментариях колымских экспертов.

«Процесс объединения геологических предприятий напоминает слова из песни — „давай в атаку побежим”»

В прошлом году в нашей стране был создан холдинг Росгеология. По замыслу авторов идеи, это, очевидно, должно было придать дополнительный импульс геологической отрасли. Но вот сами участники рынка к идее такой кооперации относятся неоднозначно. По крайней мере, генеральный директор ОАО «Магадангеология» (эта компания тоже вошла в состав новой структуры) Александр АЛЕКСЕЕНКО охарактеризовал ситуацию осторожно:

Недра тонут в сырых законах— Во всем мире, когда создается какая-то крупная структура, в первую очередь люди отвечают на главный вопрос — а зачем мы это делаем? Чего мы добьемся, если такая организация появится на свет? Но у нас, как мне кажется, всё получилось по-другому. Вначале была создана Росгеология, а теперь этому холдингу ищут сферу эффективного применения. Но, что называется, приказы не обсуждаются. Создали структуру, включили в нее нашу компанию — станем работать в новых условиях. Главное, чтобы решались насущные проблемы. А основная проблема, по сути, одна — сейчас, к сожалению, редко ведутся поисковые работы. Именно поисковые, не надо путать с разведкой. Как раз геологоразведка у нас идет достаточно серьезными темпами. Что называется, грех жаловаться. Но вот с поисковой деятельностью прослеживаются реальные трудности. А ведь это беда, которая нам аукнется в недалеком будущем. Ведь все серьезные месторождения были у нас открыты еще в советские времена. Ничего нового в этой связи практически не появляется. Даже руководители крупных добывающих компаний федерального уровня открыто говорят — мол, все наши объекты мы уже отрабатываем, а новых практически не осталось. Перспективных резервов в стране остается все меньше и меньше. И как тут быть — это большой вопрос.

По сути, всего два пути — вести системную поисковую работу за государственный счет, как это было в СССР, либо создавать законодательную основу для юниорного бизнеса и предоставлять ему бесконечную свободу, как это делается, например, в Канаде. Рассчитывать на то, что такую работу возьмут на себя крупные недропользователи, не приходится, ведь речь идет о крайне рисковом сегменте рынка. Тут «процент успеха» вряд ли превышает пятипроцентную планку. Так что быстрой отдачи, а соответственно, и ярко выраженного интереса здесь нет и пока не предвидится. Но на сегодняшний день у нас, по всей видимости, пытаются найти какой-то средний (между советским и канадским) вариант. И я даже не представляю, что из этого получится.


«Все попытки изменить ситуацию, связанную с так называемым „налогом на ось”, пока положительных результатов не дали»

Почему-то считается, что из-за высоких цен на золото у добывающих компаний проблем нет. Ну, или почти нет. Однако, по мнению генерального директора ОАО «Сусуманзолото» Сергея СИМОНЕНКО, ситуация в отрасли далека от идеальной:

Недра тонут в сырых законах[thumb=left]— Об отраслевых перекосах я говорил не раз, поэтому не хотелось бы повторяться. Тем более что административный регламент Федерального агентства по недропользованию на участие в аукционах и конкурсах на право пользования недрами пока остался без изменений. Так что выводы делать рано. Хотя, с другой стороны, после смены руководства в Роснедрах определенные позитивные сдвиги все-таки появились. Не так давно проходил один аукцион, на котором победу одержала наша компания. Но дело даже не в этом. Просто на этот раз, в отличие от прошлых лет, распределение лицензий проводилось по прозрачным и понятным всем правилам. Присутствовали восемь участников, все поданные документы были утверждены вовремя... Так что всё происходящее вызывает у нас чувство здорового оптимизма. Посмотрим, что будет дальше.
А вот решение других важных проблем пока с мертвой точки не сдвинулось. Речь идет о постановлении правительства РФ № 934 «О возмещении вреда дорогам, нанесенного большегрузным транспортом». А ведь есть еще и «Правила перевозки грузов автомобильным транспортом». Все эти документы натурально губят золотодобывающую отрасль Колымы. Хочу отметить, что у нас в Магаданской области нет железнодорожных магистралей. То есть все грузы (по тому же 623-километровому маршруту Сусуман—Магадан или Магадан—Сусуман) мы вынуждены возить именно автомобилями. И именно большегрузными. Другого пути у нас просто нет. В итоге этот самый «налог на ось» уже превысил стоимость самой перевозки. По нашим самым скромным подсчетам, если производить оплату согласно правительственным правилам, то сумма получится просто астрономическая — порядка 240 миллионов рублей в год. Если же говорить об ущербе, который мы якобы наносим колымским дорогам, то это очень спорный момент. Большую часть года наши трассы проморожены. С такой «изоляцией» ни один железобетон не сравнится. Так где здесь ущерб? Я понимаю, что для западных регионов страны, где расстояния между населенными пунктами не слишком значительны, где климат мягче, где практически везде лежит асфальт и где расценки по «нагрузке на ось» гораздо ниже, так как класс дорог совсем другой, и где, в конце концов, есть железнодорожные магистрали, такие условия еще как-то приемлемы. А как быть северянам с их проблемами? Мы и без того живем в условиях географической изоляции, что отражается на стоимости буквально всех товаров и услуг. Они просто зашкаливают. А этот самый «налог на ось» натурально убивает и без того не слишком высокую рентабельность местных производственных структур. Со своей бедой мы куда только не обращались. Да, на региональном уровне нас понимают. Но местные власти ничего сделать не могут, поскольку федеральное постановление никто корректировать не вправе. И к тому же высокопоставленные чиновники утверждают, что никто, кроме нас, жителей Колымы, этот вопрос не поднимает. Так что все наши попытки изменить ситуацию, связанную с «налогом на ось», пока положительных результатов не дали. И у нас складывается впечатление, что федеральные руководители, готовившие это постановление, никогда не выглядывали за пределы МКАД. Иначе они бы на этот шаг не пошли.

http://www.biznes-gazeta.ru/default.asp?ids=2405
Внимание! Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Вопрос недели

В региональное отделение ОНФ поступают звонки магаданцев о том, что в их платежках от управляющих организаций появился ещё один получатель средств: ООО «Расчетно-кассовый центр».

Эксперты ОНФ предупреждают жителей, что одностороннее изменение условий оплаты со стороны УО «РЭУ 3» и ООО «Любимый город наш», любых иных УО противоречит законодательству.
Кроме того, на сегодня нет достоверных подтверждений того, что ООО «РКЦ» прошёл установленную законом процедуру регистрации.
Свои рекомендации жителям о том, что делать в этой ситуации, эксперты регионального отделения направят в СМИ в ближайшее время.